Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная коллекционная северная икона «Воскресение  Христово». Русский Север, Обонежье 1590-1620 гг.   Старинная коллекционная северная икона «Воскресение  Христово». Русский Север, Обонежье 1590-1620 гг.
 
Старинная коллекционная северная икона «Воскресение  Христово». Русский Север, Обонежье 1590-1620 гг.   Старинная коллекционная северная икона «Воскресение  Христово». Русский Север, Обонежье 1590-1620 гг.
 

Старинная коллекционная северная икона «Воскресение Христово». Русский Север, Обонежье 1590-1620 гг.

AR8414

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень древняя коллекционная икона с образом Воскресения Христова была написана на бескрайних просторах Русского Севера на рубеже 16-17 веков, ориентировочно 1590-1630 гг. Заявленный период времени считается верхним рубежом в датировке онежских писем – возможно даже, что более правильным его будет сузить до конца предыдущего, XVI столетия – переломного периода для всего российского искусства и для искусства Русского Севера в частности. Икона выполнена темперой (минеральные пигменты крупного помола). Кроме того, сами оттенки красок, гамма являются так называемыми «природными» -  это оттенки земли, обожженных глин и так далее. 
Колорит как будто утверждает близость стиля и техники исполнения данного предмета к народной росписи по дереву, а также – к росписям знаменитых «небес» деревянных часовенок. Обращают на себя внимание некоторая степенность, неспешность и плавность линейного ритма и внутренняя музыкальность рисунка. Великолепный коллекционный экземпляр станет прекрасным экспонатом частного музея или серьезной коллекции. Икона прошла деликатную реставрацию музейного уровня. Полностью готова к размещению в экспозицию или для серьезного бизнес-подарка. Размер иконы: 16,2х13,6х2 см.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона «Воскресение Христово» относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, – важнейшему в богослужебном году. «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств» – поется в пасхальном каноне. Иконе Воскресение Христово о чем молятся: молятся о Вечной жизни, просят Господа о будущей райской жизни для ныне живущих и для усопших, иконе молятся и в Праздник Воскресения Христова, когда просят здравия и благополучия для себя, своей семьи и для всех православных христиан. Главное, чтобы молитва была сердечной, и если, конечно, Вы не просите о том, что нарушает Божьи заповеди как Ветхого, так и Нового Завета. Но неплохо бы свои молитвы к Нему начинать с благодарности за великий дар вечной жизни в Царствии Божием, Которую Он даровал нам всей Своей земной жизнью, Честным и Животворящим Его Крестом, Его Воскресением, дав каждому возможность искупления и указав путь, по которому следовать. Выбор за нами – последуем ли мы за Ним? Но возможность есть у каждого, кто станет на путь следования за Ним по Его заповедям.



Немного подробнее художественно-стилистических моментах данной иконы:
Обонежье как иконописный центр – это довольно условное понятие.  Его ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием регионального центра в современном ему западном искусстве, например, итальянском.  В Обонежье как регионе существовало множество мелких сельских (так называемых домашних и семейных) мастерских, а также монастырские  «келейные избы», которые изготавливали крепкую религиозно-художественную продукцию по векам освященным канонам, в соответствии со сложившимися еще в XV веке традициями ориентации на новгородскую иконопись, в несколько архаичной манере. Непосредственными исполнителями произведений здесь могли быть отдельные крестьяне и целые семьи, сельские священники, иноки небольших «пустынек» и так далее.
Считается, что как и все «северные письма»  в целом иконопись Обонежья по мастерству, прихотливости сюжета и письма уступала центральным регионам, веками сохраняя такие особенности как плотность композиции, мощные крепкие приземистые фигуры с непропорционально большими головами,  глухой колорит, манера письма, близкая народному искусству; плотность наложения цветов, активная роль линии и особенно – белил, которые служат, в том числе, для моделировки силуэтов, лепки объемов, формируют черты ликов и т.д., известное сближение каллиграфии надписей с орнаментами.
В рассматриваемом предмете присутствуют все отмеченные черты.  Кроме того, сами оттенки красок, гамма являются так называемыми «природными» -  это оттенки земли, обожженных глин и так далее. 
Колорит как будто утверждает близость стиля и техники исполнения данного предмета к народной росписи по дереву, а также – к росписям знаменитых «небес» деревянных часовенок.
Регион создания данного произведения не вызывает никаких сомнений, как и его предполагаемый возраст. Способ обработки и толщина деревянной доски, введение ковчега, пропорции средника и полей, технологические особенности исполнения письма, преобладание графического начала и «раскрашки», народное начало – все это недвусмысленно подтверждает регион происхождения.  Вне всякого сомнения, ее мастером был один из работающих по одиночке мастеров Обонежья XVI-XVII веков.
Правильное понимание эстетики предмета невозможно без понимания всей народной художественной культуры региона.
Обращают на себя внимание некоторая степенность, неспешность и плавность линейного ритма и внутренняя музыкальность рисунка.  Архаично-наивный характер в данном случае не только не является недостатком, но выделяет рассматриваемую икону из других современных ей писем на тот же сюжет.  Считается, что именно северные иконы в большей степени пронизаны народной верой, ее искренностью и простодушием.

Икона «Воскресение Христово» относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, – важнейшему в богослужебном году. «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств» – поется в пасхальном каноне. Дата праздника определяется каждый раз для нового года - Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия), между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая.
Название «Пасха» происходит от еврейского – «песах». «Песах» – центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Согласно Пятикнижию (Исх. 12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских – поражения египетских первенцев – Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки.
«И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».
«Песах» на иврите - «миновал, обошёл». Так еврейские первенцы были спасены. Это спасение ознаменовало начало Исхода из Египта. Непосредственно Пасхой называлась жертва: «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:2, 6, 11, 12).
Христианская Пасха посвящена Воскресению Христову и событийно не связана с Исходом евреев из Египта, связь между этими событиями метафорическая, «прообразная». В этот день свершается освобождение человечества (уже всего человечества, а не только еврейского народа) от рабства (уже не египетского, а смерти и греха). Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира. Пасхальный ужин (пасхальный седер – ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование Исхода из Египта) Иисуса с учениками получил название «Тайной вечери» и стал прообразом Таинства Евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином, уподобляет вино своей крови. Этот день – день иудейской Пасхи приходится на православный Великий четверг, в который вспоминается Тайная вечеря – последняя вечерняя трапеза Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне своих крестных страданий.
Уже во II веке Пасха ежегодно отмечается всеми христианами. Первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» (она совпадала с еврейской Пасхой), пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или Пасха воскресная. К IV веку крестная Пасха и воскресная были соединены, празднование крестной Пасхи предшествовало воскресной, каждая длилась неделю (седмицу) до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова.
В начале эры большинство христианских церквей имели собственные Пасхалии (методика расчета даты Пасхи). На I Вселенском соборе в Никее (325 год) было предложено отмечать всем христианам Пасху в один день. С этого момента в христианском мире стала распространяться Александрийская пасхалия как наиболее простая система, удовлетворяющая требованию: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия), между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая.
Православные христиане готовятся к этому величайшему празднику Великим постом, цель которого покаяние и воспоминание крестной смерти и воскресения Христа. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, в подражание посту Иисуса Христа в пустыне, длившемуся сорок дней, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии (различное исповедание в пределах христианства). В Русской православной церкви Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее, 48 дней), начинается с понедельника после Прощеного воскресенья и заканчивается в день Пасхи. В Прощенное воскресенье все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху.
Пасха стала центром подвижного круга праздников, связанных с ней. Вокруг Пасхи сложился очень развернутый, занимающий большую часть церковного года, пасхальный цикл.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»
Воскресная песнь
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.