Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.   Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.
 
Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.   Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.
 
Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.   Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.
 

Редкий старообрядческий домашний Триптих или Малый Деисусный Чин. Южный Урал 1800-1825 гг.

AR8381

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

278000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Перед  нами старинный старообрядческий так называемый «Малый Деисусный Чин» (Краткий Деисус) - композиция «моления» или «прошения», в которой Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят в молении ко Христу о спасении, за весь род людской выполнена в одной из старообрядческих иконописных мастерских южного Урала в самом начале 19 века, ориентировочно в период 1800-1825 гг. Прекрасное нетронутое коллекционное состояние данного лота дополняется тем, что в 95% случаев Краткий Деисусный Чин выполняется в крупноформатном размере, и как правило состоит из трех больших икон. В данном случае это редчайший вариант именно заказного домашнего Краткого Деисуса, написанного на одной доске! Художественный строй комплекса, во многом, основывается на преобладании подчеркнуто геометризированного прихотливого линейного рисунка – именно контурная линия, жесткая, уверенная, приковывает к себе внимание зрителя, бесконечно повторяясь – сначала в цветных опушах и разгранках лузги, центрального поля, в «описях» медальонов, затем переходя в нимбы, рисунок складок одежд, свитков и страниц книги. Как говорилось выше, икона в отличном коллекционном состоянии - авторская живопись сохранена на 100%. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания. Размер иконы:46х22,5х3 см.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Образ «Деисус» считается покровительствующим всем людям, чья профессии связана с дизайном или художественным искусством, а также артистам и актерам. Перед этим образом также принято произносить молитвы во время таинства Причастия (Евхаристии). В молитвословиях Евхаристии и литии звучат слова надежды «О добром ответе» на грядущем Страшном Суде. Именно о нем и спасении души принято главным образом молится перед «Деисусом».



История и значение икон типа «Деисус»
Деисус является очень древним и очень распространенным мотивом в православной иконописи. Его история неразрывно связана с развитием православного иконостаса. Зародился этот иконографический тип еще в древней Византии, где его использовали для украшения алтаря.
Первоначально Деисус представлял собой исключительно трехчастное изображение, на котором были изображены Иисус Христос со склонившимися к нему в молитве Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей.
Изначально Деисус был призван изобразить молитвенное прошение к Иисусу Христу за весь человеческий род об отпущении грехов. В этом смысле его иконография сильно пересекается с иконографией «Страшного суда».
Появившись на Руси в 12-ом веке, изображение Деисуса претерпело существенные изменения – к классическим трем фигурам стали добавляться новые, образовав деисусный чин. Именно так стали называть третий ряд иконостаса в православных храмах. Деисусный чин стал включать в себя 5, 7, 9, 13, а иногда и более фигур. Среди них появились иконы архангелов, мучеников, апостолов, пророков и т.д.
Например, Андрей Рублев и Даниил Черный при росписи Владимирского Успенского собора в 1408 году создали деисусный чин, на котором были изображены 13 фигур. Каждая из этих икон получилась высотой более 2-х метров.
С развитием традиций оформления иконостаса, росло и число икон, составляющих деисусный чин. А в 15-17 веках стал очень распространен, так называемый, «апостольский Деисус», на котором изображались все 12 апостолов. Примером его является Деисус в Успенском соборе Московского Кремля, созданный в 15 веке.
Малый Деисус не всегда включает в себя изображения Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, хотя эта композиция является наиболее распространенной. Ее принято называть триптихом. Триптих может быть оглавным (на нем изображены только лица), оплечным (образ включает лица и плечи) или ростовым (фигуры изображены в полный рост).
Образ Иисус Христа в Деисусе соответствует образам «Пантократор », «Великий Архиерей » или «Спас в силах ». При ростовом изображении Спаситель, как правило, восседает на троне. Пресвятая Богородица изображается в иконографическом образе «Заступница», на котором она представлена без Богомладенца на руках. И Богоматерь, и Иоанн Предтеча изображаются стоящими повернутыми к Иисусу Христу с руками, сложенными в молитве.
На Руси большое распространение также получил малый Деисус, созданный по типу «Предста Царица одесную Тебе». Он считается самостоятельной композицией, на которой Христос изображен по типу «Царя Царей », восседающим на троне и держащим в руках Евангелие, а Пресвятая Богородица стоит справа от Него, облаченная в царские одежды. Иоанн Предтеча изображен слева от Спасителя держащим в руках свиток.
Иногда в малом Деисусе вместо фигур Богородицы и Иоанна Предтечи изображаются архангелы Михаил и Гавриил, стоящие по обе стороны от Спаса Эммануила . Такой Деисус называется «Ангельским».
В России же очень распространен малый Деисус, где вместо Иоанна Предтечи изображается очень любимый русскими христианами святой Николай Угодник .
С развитием в России высокого иконостаса более распространенным стал многофигурный Деисус. Например, на пятифигурном иконостасе к малому Деисусу, как правило, добавлялись фигуры архангелов Михаила и Гавриила. На семифигурном – за архангелами изображались апостолы Петр и Павел . На девятифигурном – за Петром и Павлом следовали святители Василий и Иоанн Златоуст или великомученики Георгий и Димитрий . Существует также тринадцатифигурный, так называемый, «Апостольский Деисус», на котором Иисус изображен в окружении своих 12 учеников.

Благодарственная молитва по Святому Причащению перед иконой Деисус
Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.