Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона 19 века в кованном окладе «Богоматерь Казанская» профессионального письма, чувствуется рука мастера иконописца высокого уровня. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение. Размеры: 30,4х24,2х2,1 см. Расстояние между шпонками: 11,6 см. Шпонки врезные, профилированные, выступают за край щита иконной доски: верхняя – слева на 0,7 см; нижняя – слева на 0,3 см, справа – на 0,8 см. Оклад: металл, разнорельефная чеканка, гравировка, канфарение, золочение, монтировка. Размеры оклада: 30,7х25,2х1,8 см. Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (двуперстным) жестом, в то время как левая ручка спрятана в складках рукава хитона. Богоматерь и Младенец не соприкасаются друг с другом ни головами, ни ликами; так же – они не встречаются взглядом – он устремлен внутрь и в то же время – взыскующе – на зрителя. Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России. Подробнее о стилистике данной старинной иконы «Богородица Казанская»:
Рассматриваемое изображение Богородицы на этой старинной иконе характеризуется высоким профессиональным уровнем исполнения и в то же время – тонкостью и виртуозностью исполнения линейного рисунка складок, пробелов, золотистых оживок и светов; письмо личного восходит к традиционным плавям, с санкирной подкладкой, притенениями и подрумянкой. В ней сохраняются еще черты стиля иконописи 16 – 17 веков.
Риза - оклад содержит в себе черты двух стилей начала XIX века – отголоски рокайльной и наступающей классицистической традиции. В нем присутствует жесткая конструктивная логика – например, в распределении орнаментального декора по плоскости, в членениях и общем ритме, в выборе самих орнаментальных мотивов и т.д. Вне всякого сомнения, он точно следует традициям исполнения окладов из драгоценных металлов и внешне нисколько не уступает первым. Вообще, украшение (или стремление «обложить») образ Богоматери Казанской имеет многовековую традицию, это дань особому почитанию Заступнице Российских Земель. И структурно, и стилистически, и художественно, и символически данный оклад входит с рассматриваемой иконой в одно целое.
Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.