Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона Спас на престоле или Пантократор написана в XIX веке. Икона: дерево, левкас, темпера, золочение. Размеры: 42х33 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Христос изображен в типе Пантократора. Вседержитель или Пантократор «всевластный» - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. На иконах подобного типа Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке он держит свиток, Евангелие (в открытом или закрытом виде), реже — скипетр, державу; правая рука показана в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.; это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме.
На изображениях подобного типа Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. В нашем случае мы видим небольшие «отклонения» от данного типа, проявившиеся в изменении рисунка волос, тяжелыми прядями ложащихся на плечи, и в суровом взгляде, недвусмысленно напоминающих об еще двух основных вариантах изображения Господа — как Спаса на Троне (в типе «Царь Царем» или «Грозный Судия») и о знаменитом древнем изображении «Спас Ярое Око». То есть, на нашей иконе Христос открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда) напоминает нам как о своей уже свершившейся искупительной жертве, так и о грядущем Страшном Судилище, на котором он воздаст должное всем ревнителям истинной веры и честным христианам. Не случайно именно образ «Спаса Ярое Око» в новое время пользовался особой популярностью именно в раскольничьей и старообрядческой среде.
Стилистически наша икона принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 18 — 19 веков и сочетает в себе два начала — собственно иконописное (станковое) и характерные черты искусства храмовой декорации, церковных стенных росписей, особенно ярко проступившие в жесткой графичности контуров и линий; акцентах, поставленных на условном белильном изображении складок одежд, ярком контрастном противопоставлении пылающего алого и небесных «цветов» - голубого и синего, отсутствии излишней детализации и дробности. В то же время исполнение «личного письма», нимба и фон, колорит — все остается еще символически — традиционным; исполнено уверенно, на хорошем профессиональном уровне.
Яркий образец русской иконы так называемого «синодального периода»; она, безусловно, обладает самостоятельной эстетической ценностью и в то же время, несет определенную смысловую, философскую нагрузку.
Икона написана мастером – иконописцем для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес., может представлять интерес для музейного собрания.