Старинная деревянная икона Казанской Пресвятой Богородицы, величайшей Заступницы Руси. Россия, с. Холуй XIX век.
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная антикварная икона с образом Казанской Божией Матери написана в XIX веке в иконописном центре с. Холуй Ивановской области. Икона очищена, живопись закреплена, отверстия от гвоздиков затонированы, вмешательств в авторскую живопись не производилось. Размер иконы: 34х24х2 см.
Богородица Казанская – признанная Заступница России, избавительница Родины и защитница от врагов внешних и внутренних. Иконе Казанской Божией Матери молятся о возвращении зрения слепым и исцелении слабовидящих, просят Богородицу о том, чтобы вернулось здоровье к немощным и больным. Православные христиане молятся Казанской Божией Матери о спасении от видимых и невидимых врагов. Празднование иконе Казанской божией Матери отмечается 21 июля и 4 ноября по новому стилю.
У Вас есть хорошая возможность купить старинную икону известного иконописного центра – Холуйскую икону, написанную очень талантливым мастером в XIX веке! Сегодня внимание увлеченных собирателей икон приковано не только к таким заслуженным местечковым мастеровым конгломератам, таким как Палех, или Мстера, но и сосредотачивается на иконе более простой, но самобытной, талантливой, и в этом списке религиозная живопись Холуя стоит особняком!
Холуй - сегодня село в Ивановской области, утратившее былую известность, а ведь оно знавало и другие, лучшие времена!
Когда то сюда, в непролазные болотистые места бежали Суздальские крестьяне и монахи, спасавшиеся от татарского нашествия. Места тут с точки зрения капитального строительства неприглядны и сегодня с трудом верится в то, что всегда практичные средневековые поселенцы выбрали для основания села территории, затопляемые весенним половодьем, не имеющие нормальных пастбищ, возможности заниматься сельским хозяйством.
Оказавшись в изоляции, холуяне честно пытались заниматься земледелием, рыболовством, но дело не шло на лад, не давало им возможности вылезти из нищеты, пока не занялись прозорливые люди всяким рукоделием, среди которого и обосновалось, развилось до совершенства иконное дело!
Холуяне одни из первых поняли, что многие верующие рады были бы обзавестись настоящими писанными иконами, да вот только беда – стоили такие иконы очень дорого, на всех икон явно не хватало.
Взявшись за новое дело, жители Холуя, а затем и поселенцы окрестных сел и деревень освоили приемы скорописи, поставили производство икон на поток, выработав не только технологию производства красивых доступных икон, но и свой особый стиль, легко узнаваемый с первого, даже беглого взгляда!
Казанская Богородица – икона характерная для самого Холуя, ведь в ней не просто угадывается стиль, но и настоящая «порода», особое тщание, не свойственное расхожим иконам Владимирских сел, больше ориентированных на «быстрые» дешевые иконы!
Посмотрите на правильные, академичные черты Богородицы и Младенца Христа – как точно, красиво, выразительно выполнил их иконописец, весь свой талант и душу вложил он в работу над иконой!
Особым теплом и душевностью веет от Холуйской иконы, украшенной особыми орнаментами, характерными для икон из этого Владимирского села.
Охристые поля, оранжевый цвет одеяния Богородицы, желтый цвет одежд Христа – все красочно, контрастно, все держит взгляд и вместе с грустью во взгляде Богородицы ощущается доброта, для нас являющая радость от духовного общения с этой проникновенной доверительной иконой!
Она – как настоящая русская душа, развернулась перед Вами в своей откровенности, ранимой беззащитности, в своей доброте и вселенской отзывчивости.
Холуйские иконы нет-нет да и встречаются в антикварных салонах, но учтите, что Холуй может быть разным, хоть и будет нести в себе очевидные, присущие всем иконам Владимирских сел, черты. Представленная икона Казанской Богородицы явно выбивается своим высоким уровнем исполнения из плеяды рядовых «расхожих» образов, такая икона будет не только центром притяжения в домашнем киоте, но и украсит собой серьезную коллекцию религиозной живописи!
История Казанской иконы Божией Матери – одна из удивительных, но особенно притягательна она для нас, жителей «электронного века» тем, что чудесное обретение иконы случилось относительно недавно, и было подтверждено множеством реальных свидетельств. Кроме того, последующее бытование иконы украшено столькими чудесами и исцелениями, что в Божественное ее происхождение верится без дополнительных доказательств!
Наверное, нет нужды повторять в подробностях те события почти пятисотлетней давности, когда на пепелище собственного дома, сгоревшего в Казани, маленькая Матрона, услышавшая голос Богородицы, повелевшей отыскать Ее образ, откопала чудотворную икону!
Сразу, в толпе, сопровождавшей шествие с иконой в храм, произошли первые чудесные исцеления, Богородица таким образом благодарила людей, пришедших разыскать образ и одновременно показывала свою чудодейственную силу, с которой мало, что могло сравниться!
Впоследствии на месте пепелища, то есть на месте обретения иконы, был основан женский монастырь, в котором Матрона стала первой монахиней.
Иконография Казанской иконы Божьей Матери можно отнести к огрудному варианту Одигитрии, предполагается также, что она может быть списком с иконы, хранившейся в самом известном храме Константинополя – Влахернском.
За время почитания святого чудотворного образа Богородицы Казанской случилось множество чудес, в том числе икона многократно охраняла Россию от порабощения внешними врагами, но трагедия с самими почитаемым образом случилась уже в начале XX века, когда ее и не ждали: в 1904 году икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с еще одним старинным образом.
Вора поймали, но расследование ничего не дало: ни икон, ни бесценных золотых риз, украшенных драгоценными камнями, так и не нашли. Выдвигались самые различные версии: Варфоломей Чайкин, вроде бы, сознавшийся в содеянном, постоянно менял показания, отчего дело зашло в тупик и до сегодняшнего дня так и не ясно – была ли икона Казанской Богородицы расколота топором и сожжена в печи, или была продана старообрядцам, а возможно, счастливым образом избежала трагической участи, будучи подмененной ночью одной предусмотрительной монахиней…