Старинная коллекционная икона «Господь Вседержитель» в стиле Русский модерн. Россия рубеж XIX-XX века.
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Коллекционная старинная икона «Господь Вседержитель в неорусском стиле модерна рубежа XIX-XX веков». Икона: дерево, левкас, темпера, масло, золочение. Размеры: 31х27х3см. Россия, конец XIX — начало XX веков. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Интересный образец, предположительно, храмовой иконы рубежа 19-20 веков, в котором живопись сама по себе ориентирована на творчество современных художников «первого уровня» (вроде Васнецова, Врубеля, Нестерова), но в то же время обладает ярко выраженными чертами индивидуальной манеры непосредственно создавшего ее художника. Манера трактовки складок одежд, преувеличенные глаза, полупроявленная улыбка — эмоция в лице указывают на то, что данная икона была рассчитана на рассмотрение с определенного отступа и ракурса, чуть издали и снизу. Итак, как мы уже отметили, в лице присутствует сложная, как бы постепенно раскрывающаяся эмоция и «живость пристального взора»; рука в благословляющем жесте также акцентирована дополнительно — она выделена, по сути, как второй источник света, она как будто сама озарена изнутри пламенем свечи, в то время как самой свечи мы не видим. Характерному теплому, золотистому оттенку вторят золотой обрез страниц книги и золотая нашивка отворота воротника, но их оттенок иной, более земной и искусственный.
В свою очередь, фигура Спасителя показана в характерном полукруглом рамочном обрамлении — здесь средствами живописи имитируются сразу две техники: собственно, ювелирная (драгоценное убранство металлического оклада) и техника цировки, насечки, резьбы по левкасу и металлу, также широко применявшаяся в означенный период времени в иконописных мастерских, особенно — при создании больших храмовых вещей.
В целом, икона написана на хорошем ремесленном уровне, все детали тщательно проработаны, композиция выстроена, цвета интересно сгармонированы — на контрасте между звучным оттенком небес и приглушенным цветом старого золота полей.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.