Древняя храмовая икона Богоявление или Крещение Господне. Русский Север 1650-1670 гг.


Частная коллекция
Артикул : ar8409
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Перед нами хрестоматийная «русская северная» икона «Богоявление» или «Крещение Господне», исполенная на добротном профессиональном уровне для одного из православных храмов, расположенного на необъятных и в то время пустынных просторах слегка диковатого и средневекового русского севера. Уже позже появились те города, которые у нас с вами ассоциируются с севером: Архангельск, Мурманск итд…В те далекие времена одним и пожалуй единственным крупным торговым и культурным центром был Каргополь, именно там в XVII веке находился центр просвещения и распространения истинной веры среди наполовину туземного северного люда. Сюда тянулись караваны торговых людей, увозившие обратно не только выручку за проданный товар, но и редчайшие и дорогие для тех времен иконы и церковные книги. Поскольку данная икона написана не просто старательно и душевно, а именно с соблюдением всех геометрических и анатомических пропорций, твердой уверенной рукой, профессионально, то с большой долей вероятности мы можем предположить, что работал над ней не самоучка неграмотный, а кто то из посадских мастеров изографов, проходивших свое обучение, если и не в столице, а в иконописных мастерских одного из северных монастырей. Следующим и основным плюсом данного памятника древнерусской иконописи является поистине уникальная сохранность авторского живописного слоя, в нашу мастерскую икона попала покрытая грязью и почерневшей олифой, небольшие осыпи по среднику и утраты нижнего поля, общий процент потерь составил не более %5 – это поистине огромная удача для иконы, возраст которой перевалил за 350 лет. Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, серебрение. (минеральные пигменты крупного помола). Размер:  52х37х4 см. Икона прошла профессиональную музейную реставрацию, очищена от загрязнений, живопись закреплена, в местах выпадов подведен левкас и восстановлен красочный слой. Икона покрыта специальным защитным составом и полностью готова к размещению в частный музей или серьезную коллекцию.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

19 января Православной Церковью празднуется один из великих праздников – Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник радости Богоявления, когда «… отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Святое Богоявление - великий двунадесятый праздник воспоминания Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Когда Спаситель достиг тридцати лет, Он всенародно выступил на открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать звание учителя или сан священника не дозволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, при которой Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного (обещанного) Искупителя (Мессии), и принял от него крещение в водах Иорданских. Богоявлением этот праздник называется потому, что при Крещении Спасителя явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, а Бог Дух Святой сошел на Сына в виде голубя, подтверждая таким образом слово Отца. Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, а чтобы омыть погружением взятые на Себя грехи всего мира «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть людям таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, наконец, подать нам образ и пример крещения. «Кто не крестится водою и духом, не внидет в Царство Божие!». С древних времен этот праздник назывался днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней», спасти падший род человеческий. Поэтому в древней Церкви был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных как в навечерие (канун) Богоявления, так и в сам праздник. В эти дни совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды, которая считается святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезней и других недугов.



Северорусская иконопись (или северная русская икона) – это обобщающее понятие, под которое подпадает большой комплекс памятников, имеющих отличительные особенности, но при этом соединенный некоторыми общими стилевыми чертами. К последним относятся, в большей степени, особый подход к композиции и технике исполнения, колорит, набор наиболее чтимых святых и так далее.
Особый интерес представляют именно храмовые северные иконы, так как им изначально отводилась совершенно особая роль – своим внутренним светом, как метафизическим, так и вполне реальным, за счет яркости и контрастности красок, положенных широкими плоскостями, освещать затемненное внутреннее пространство деревянных храмов с узенькими оконцами. Храмовая принадлежность предмета добавляет ему уникальности и значимости с точки зрения истории региона, истории Русской православной церкви.
Считается, что древние северные иконы отмечены  конкретностью художественного образа и характерной северной лаконичностью изобразительных средств, строго выведенными формами,  отработанными длительной практикой приемами. Их цветовое решение отличается контрастными сопоставлениями темных коричневых и синих красок с киноварью, светлой охрой и белилами, активным звучанием охры и празелени, энергичными белильными высветлениями, сохранением традиционного построения плоскости иконной доски и неспешным монументальным ритмом. Также для наиболее правильного понимания этих вещей следует учитывать, что на Севере существовало  мощное течение - это творчество рядовых посадских и сельских изографов, работавших для бедных сельских церквей и часовен.  Эти мастера не стремились к изысканному изяществу формы и цвета, не щеголяли ювелирным мастерством.
Главная их цель состояла в максимальной эмоциональной окраске, способной увлечь зрителя. И это им успешно удавалось, несмотря на то, что нередко фигуры их персонажей бывали не выдержаны в пропорциях, а из-под прозрачного экономного слоя дешевых красок просматривался грунт и подготовительный рисунок.
В данном образе мы как раз имеем  дело со своеобразным симбиозом, когда в одном образе сочетаются прихотливый линейный рисунок, сложные почти барочные очертания силуэтов горок, вихрящийся белильный рисунок и традиционные, почти изысканные правильные пропорции, удлиненные фигуры, округлые крупные головы; почти изящный рисунок складок и условные формы голов ангелов, форма которых как будто разбухает изнутри, и условные черты ликов, моделируемые, в основном, наложением белильных светов на основной охристый тон сверху.
В рассматриваемом предмете присутствуют все  характерные для иконописи Русского Севера черты.  Кроме того, сами оттенки красок, гамма являются так называемыми «природными» -  это оттенки земли, обожженных глин и так далее. 
В то же время, от самых наивных народных образцов данный предмет отличает использование фольги и серебрения, что свидетельствует о хорошей профессиональной выучке исполнившего данный образ мастера.
Регион создания данного произведения не вызывает никаких сомнений, как и его предполагаемый возраст. Способ обработки и толщина деревянной доски, введение ковчега, пропорции средника и полей, технологические особенности исполнения письма, преобладание графического начала и «раскрашки», народное начало – все это недвусмысленно подтверждает регион происхождения.  Вне всякого сомнения, это Русский Север второй половины XVII века. Данное произведение обладает исторической, научной, художественной и культурной ценностью как памятник русской иконописи возрастом более 100 (ста) лет. Представляет антикварно-коллекционный интерес.

Основная молитва на праздник Богоявления
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый!
Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею.
Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси:
«Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго.
Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их.
Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет.
Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает рехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай.
Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Тропарь Крещения Господня
глас 1-й
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Перевод:
«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Кондак Крещения Господня
глас 4-й
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.»
Перевод:
«Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Перевод:
«Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана».

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...