Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 гг.   Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 гг.
 
Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 гг.   Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 гг.
 

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 гг.

AR8410

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

192000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Древняя старообрядческая икона Спас на троне, или Седмица – одна из наиболее мощных изобразительных квинтэссенций, воспроизводимых изографами дореволюционной России, образ редкий и очень востребованный теми верующими людьми, кто понимает, что именно такое святое изображение обязано быть центральным в домашнем иконостасе и что оно включает в себя сразу несколько святых образов, особо почитаемых в исконной православной традиции: Святой Иоанн Богослов, Апостолы Петр и Павел, Святитель Николай Чудотворец, Архангелы Михаил и Гавриил, Святые Константин и Елена, Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие! Икона была написана в середине 18-го века где то на просторах Русского Севера, региона чтившего еще дониконовские традиции иконописи и потому особо востребованного не только православными верующими, но и современными коллекционерами древнерусской живописи. Икона написана на двухковчежной добротной доске, размер иконы 31,1х26х3 см. Была произведена тщательная профессиональная реставрационная работа по расчистке образа от многовековой почерневшей олифы, частично восстановлена графика одежд святых. Икона приведена в экспозиционное состояние с минимальными вмешательствами в авторский слой. Старинная икона Седмица – замечательно приобретение для домашнего моления, но это и икона для подарка, ценного, духовного, уникального!

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Седмица – икона, которую можно рассматривать, как центральный образ в Вашем домашнем иконостасе, ведь главное изображение тут – это Спаситель, Спас На Троне. Но благодаря сонму святых, окружающих Христа, молитвенные возможности иконы существенно расширяются! Перед иконой совершают как каждодневные утренние и вечерние молитвы, так и обращаются за помощью в решении абсолютно любых житейских проблем, просят исцеления и подсказок для правильно разрешения сложных ситуаций.



Вообще-то Седмица – это «семерка», а точнее, семь дней, неделя. Начинается такой «календарь в миниатюре» с воскресенья (Воскресения Христова), в понедельник принято славить Силы Небесные (Собор Архангела Михаила), во вторник – святого пророка Иоанна Крестителя. В среду празднуют день Богородицы (как правило, этому дню соответствует икона Благовещения), четверг – апостольский день и день любимого в народе, Николая Угодника. Пятница – Страстной день – Распятие Христово. А вот суббота именуется как «Суббота Всех Святых», и на старинных иконах такой образ изображался особо: Спаситель в царских одеждах восседает на троне с раскрытым Евангелием, ему предстоят Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель – получается своеобразный Деисус, а за троном располагались и все святые, которых мы только что упоминали в Седмице – Бесплотные Силы, апостолы, пророки, святые, юродивые – сонм образов мог быть как небольшим, так и расширенным.
Старинные иконы Седмица встречаются сегодня на антикварном рынке достаточно редко, по большей части это образы, созданные в XIX веке, но сегодня мы приготовили для Вас настоящий сюрприз, великолепный самобытный живописный памятник, созданный более двухсот лет назад, в XVIII столетии, да еще и где – на Русском Севере!
Северные иконы, или, как их принято называть, северные письма, ныне необычайно востребованы среди собирателей древностей, но интерес к талантливым работам заповедных иконописцев огромен и у тех приобретателей икон, кто уже познакомился с иконами Русского Севера, кто успел влюбиться в них и почувствовать всю их необыкновенную, неисчерпаемую энергетику и необычную эстетику, присущую только творениям из этого отдаленного региона.
Русский Север не зря именуют сегодня, в контексте разговора об иконах, территорией старообрядчества. Действительно, именно тут коренное население и пришлые, беглые ревнители древлего благочестия обосновались и существовали на протяжении многих веков, бережно храня традиции даже во время беспощадных гонений на старую веру со стороны светских и церковных властей.
Вдали от суеты, в укромных лесных уголках обосновывались староверы, строили избы, рубили из векового леса и церкви, часовенки.
Не нуждаясь в покупных иконах, да и не имея особой возможности их приобретать, жители Русского Севера сами писали для себя и сельчан образа, копируя древние «дедовские» потемневшие иконы, создавая пусть и простые по технологии и рисунку, но удивительно трогательные, что называется, душевные, сердечные святые образы.
Деревенский богомаз не имел столичного художественного образования, но промысел пророс корнями в прошлые века, хранил традиции, и умение писать иконы передавалось по наследству – от отца к сыну, или даже от деда к внуку.
Охряная гамма и скудный набор цветов – это дань традициям «сдержанного письма», а сами пигменты для икон добывались мастерами тут же, на месте, покупных красок у них не было.
В Северной иконе всегда нужно видеть не только живопись, необходимо прочувствовать, как говорится, икону целиком. Ведь мастер делал свое произведение от начала и до конца, сначала заготавливал древесину, тщательно сушил ее несколько лет, затем разрубал поленья на доски, причем и тут были нюансы, ведь икона должна была просуществовать долго, не каждая доска становилась ею, большая часть полена выбраковывалась, шла на другие поделки.
Обратите внимание на иконную доску этого произведения – это по-настоящему породистая, очень характерная основа Северной иконы, добротно сработанная умелыми руками!
Плотная, с двойным ковчегом (такого уже не встретишь на поздних иконах из Центра России), доска с двумя врезными конусовидными шпонками – для понимающего ценителя старины уже эти признаки являются определяющими, подтверждающими тот факт, что перед ним находится икона Русского Севера XVIII столетия, проникнитесь этим моментом и Вы!
Северные письма, народная икона Русского Севера – это особый стиль изображения Небожителей, возможно, чуть суховатый, плоский, но в этой лаконичной сдержанности видна твердая рука мастера, уверенно ведущего кисть по плоскости прогрунтованной, пролевкашенной иконной доски.
Рисунок формирует жесткий черный контур, создаваемый «угольным» лаком. Заполнение форм происходит светлыми оттенками охры, более темные тона отдаются ликам святых.
Нарядность и объем, а также декорирование здесь осуществляется белилами, обязательно обратите внимание на «жемчуг» - точечные орнаменты, особо любимые иконописцами Русского Севера, активно культивировавшиеся ими в иконописных работах как раз в XVIII веке, тогда, когда создавался и этот образ.
Несмотря на ограниченные цветовые возможности, художник отлично справляется с формированием уникальных образов, где каждому персонажу присущ не только свой собственный вид, но и динамика движений, поз. Обратите внимание на то, что изображение не является набором статичных фигур, здесь каждый Небожитель как будто «сфотографирован» в момент совершения неких движений, действий, отчего картинка буквально оживает под Вашим взглядом!
Конечно, лаконичную живопись старообрядческого Севера нельзя сравнить, например, с иконами Палеха или Мстёры, сложными, горящими золотом и удивляющими тонкостью письма и богатством декора. Но у северных писем своя прелесть, своя неизбывная харизма, поэтому не возникает никакого барьера при молитвенном общении с такими иконами, они сразу, что говорится, ложатся на душу, нравятся, перед ними хочется молиться.
Эта радушная открытость святых образов, отсутствие какого-либо давления на молящегося и подкупает в Северной живописи, которая уже несколько десятков лет будоражит умы исследователей феномена и собирателей, отлично понимающих, что именно такая икона будет востребована всегда, но которой, увы, слишком мало осталось в свободном антикварном обращении, ведь основная масса северных писем уже осела в солидных государственных музейных и частных собраниях!
Седмица северного письма – великолепный пример того, что в самой глубинке России существовали устойчивые традиции иконописания, хранящие свои приемы, секреты, но важно одно – это замечательный повод не просто увидеть икону на странице нашего сайта, почувствовав ее силу и уникальность, но и стать ее законным Владельцем, Хранителем, ведь всесторонняя ценность этого предмета с годами будет только расти, а у Вас будет шанс получить настоящую семейную реликвию, которою Вы сможете передать, как добрую память, своим детям и внукам, продолжив вековые традиции русского православия!