Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.   Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.
 
Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.   Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.
 
Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.   Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.
 

Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Матфей покровитель налоговой службы и банковского дела. Русский Север 1690-1725 гг.

AR8338

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

134000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная деревянная икона с образом Святого Апостола Матфея, именуемого Левием, написана мастерами-иконописцами на рубеже 17-18 веков для украшения одного из древних деревянных храмов Русского Севера. Иконы Русского Севера вообще особенные и каждая такая икона – открытие, сокровенное знание, новая страничка православного бытия. Несколько сотен лет прожила икона в своем первозданном гармоничном мире, а теперь Вы можете стать обладателем древнего образа, который удивит Вас своей духовной силой, сердечным притяжением. Возможно, все триста с лишним лет икона и сохранялись, чтобы сегодня попасть в Ваш дом и сделать Вашу жизнь и жизнь Ваших близких гармоничной и счастливой! С небольшого круглого медальона на Вас смотрит святой Матфей Апостол и Евангелист. Необычен образ, написанный более трех сотен лет назад, и в этой необычности, как в окне в далекое прошлое, отразился весь самобытный талант русских иконописных мастеров, украшавших деревянные храмы Русского Севера… Простое письмо, но сколь оно привлекательно для зрителя, для ценителя старины, для исследователя древних икон! Охряной, почти оранжевый ободок опуши отделяет пространство иконы от окружающего мира, ведет в Мир Горний, в Небесную высь. В сиянии нежно-оливкового фона, светлеющего от нижнего края к верхнему – к нимбу, предстает перед молящимся фигура святого апостола или Архангела. Нет зажатости, нарочитого орнаментального заполнения пространства иконной доски, благодаря чему Ваш взгляд сразу концентрируется на лике, на фигуре святого. Икона в первозданном состоянии, только авторская 300-летняя живопись, без каких либо поновлений и вмешательств. Произведена профессиональная расчистка от грязи, закрепление и покрытие защитным составом. Икона не требует реставрации и полностью готова к размещению в частную коллекцию или музейное собрание. Размер иконы: 19х13 см; диаметр центрального медальона: 13 см.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Апостол Евангелист Матфей – покровитель налоговой службы и банковского дела, ему молятся о благополучии в торговом и финансовом деле. Поскольку святой апостол и евангелист Матфей до призвания Господом на следование за ним был мытарем – сборщиком податей и налогов, то и сегодня его считают покровителем финансистов, бухгалтеров, работников таможни, налоговых служб. Также к нему прибегают с просьбами о душевном исцелении. Святой апостол и евангелист Матфей помогает молитвой всем, чьи дела так или иначе связаны с необходимостью осуществлять финансовую связь между государством и населением. К нему также можно обратиться в случае, если Вам кажется, что сотрудники этих служб проявили по отношению к Вам несправедливость, применили несправедливые действия. Дни празднования апостолу Матфею отмечаются православными христианами 13 июля и 29 ноября по новому стилю.



С небольшого круглого медальона на Вас смотрит святой. Необычен образ, написанный более трех сотен лет назад, и в этой необычности, как в окне в далекое прошлое, отразился весь самобытный талант русских иконописных мастеров, украшавших деревянные храмы Русского Севера…
Простое письмо, но сколь оно привлекательно для зрителя, для ценителя старины, для исследователя древних икон!
Охряной, почти оранжевый ободок опуши отделяет пространство иконы от окружающего мира, ведет в Мир Горний, в Небесную высь. В сиянии нежно-оливкового фона, светлеющего от нижнего края к верхнему – к нимбу, предстает перед молящимся фигура святого апостола или Архангела. Нет зажатости, нарочитого орнаментального заполнения пространства иконной доски, благодаря чему Ваш взгляд сразу концентрируется на лике, на фигуре святого.
Цветовая гамма фигуры – созвучна фону. Нет тут «крика красок», охряные переливы оттеняются более темным оливковым мазком, гармония и спокойствие, уверенность в каждом изгибе складок одежд, в свечении ликов. Свечение ликов – в плавных теневых переходах от темной охры к светлым. Как делали эти плави древние мастера, пользуясь скромным набором инструментов и красок – загадка, непостижимая тайна…
Нетипичны образы, но этим и хороши, этим и воздействуют на сознание, на душу зрителя: в сдержанной динамике как будто слышится добрая, неспешная и тихая речь: «все будет хорошо, всем по молитве будет дадено».
Добрый и оптимистичный посыл – главный смысл такой иконы.
Иконы Русского Севера вообще особенные и каждая такая икона – открытие, сокровенное знание, новая страничка православного бытия. Несколько сотен лет прожила икона в своем первозданном гармоничном мире, а теперь Вы можете стать обладателем древнего образа, который удивит Вас своей духовной силой, сердечным притяжением.
Возможно, все триста лет икона и сохранялась, чтобы сегодня попасть в Ваш дом и сделать Вашу жизнь и жизнь Ваших близких гармоничной и счастливой!
Круглая форма, наплывы доски с характерными отметинами от гвоздей, крепивших иконы, небольшой размер… Что Вам говорит это перечисление деталей? Все верно: икона из церковного иконостаса, а точнее сказать – из Царских Врат, но только вот размер почему такой маленький? Пытливый ум, сопоставляя все факторы, все же дознается до истины: размер икон говорит о размерах церковного иконостаса и вообще, о размерах храма: такого размера иконы могли быть размещены лишь в небольшой деревенской или сельской церкви, скорее всего – деревянной.
История Русского Севера, история иконописи этого края – сегодня в центре внимания не только музейных работников, но и серьезных коллекционеров. Особая духовность образов, необычность художественной трактовки, колорит северных икон так и манит собирателей древностей!
Старообрядческие общины покоряли Русский Север в периоды гонений, но иконопись процветала и в древних городах, и в известных селах – Каргополе, Сольвычегодске, Вологде, Архангельске, Холмогорах, Мезени. Над иконами работали как крупные артели, так и мастера одиночки. Совмещали работу над образами святых и кустарным промыслом мастера в деревнях и селах, и как знать, кто именно приложил свой искренний талант к этой небольшой церковной иконе?!
Крепкие бревна складывались в стены, маковки и крыши одевались в шишковатую щепу, кресты возвышались над храмами и окрестными крестьянскими избами: даже в малой деревушке строили часовенку, в крупных селах ставили большие, удивительной архитектуры, церкви.
Были люди побогаче – звали мастеров писать иконы в иконостас, расписывать знаменитые «небеса», а нет, так справлялись своими силами, находили в родной деревне рукодельников, умевших держать кисть в руке. А уж те, помолившись, брались за доброе дело, и церковка украшалась самобытными и добрыми иконами, которым будет суждено намного пережить и мастеров и прихожан.
Русский Север – территория обширная и отдаленная от «передового» центра империи, а потому жизнь тут как будто застывала на десятилетия и даже на столетия, что Вы можете наблюдать в этой старинной иконе, которая по стилистике может быть отнесена не к 18-му, а к 17-веку.
Русские мастера строили пусть и просто, но на века, поэтому и сегодня упорному туристу могут открыться сокровенные места, где в гармонии с природой еще чернеют наклонившимися крестами стены древних молелен, храмов и часовенок. Многие из них стоят в отдалении от жилья, некоторые сосуществуют с современными крестьянскими постройками, наиболее интересные храмовые комплексы оберегаются от разрушения и реставрируются государством.
Минули столетия, революция внесла свои жестокие коррективы: в вихре уходящей из душ людей веры начали исчезать и бесценные памятники старины – храмы, а вместе с храмами утратились и иконы. Где-то красота гибла насильственно, горели церкви, кололись на дрова ценнейшие древние доски икон, а где то живописные и архитектурные памятники пали жертвами забвения, обыкновенного людского равнодушия.
Тем не менее, государство еще в первые советские годы проявило интерес к сохранению древних икон, снаряжались экспедиции, вывозились в центральные музеи страны ценные, с точки зрения специалистов, иконы.
В середине прошлого века к поиску и вывозу икон подключились коллекционеры, но надо помнить, что в условиях советской России операции со старинными иконами были под запретом, к тому же многие поселения были столь отдалены и затеряны в лесах на обширных территориях, что обнаружить и вывезти иконы не представлялось возможным.
Однако нужно сказать и о еще об одном важном обстоятельстве, благодаря которому Вы сегодня можете купить для себя или в подарок эту и другие старинные иконы на сайте 1939.ru.
В годы безбожия находились такие неравнодушные люди в тех поселениях, где разрушались и гибли храмы, которые, даже рискуя своей свободой, спасали старинные иконы и сберегали их, прятали в своих домах.
Причем даже в советское более позднее время, в годы полного забвения храмов, видя плачевное состояние памятников, люди совсем другого поколения, не верящие в Бога, приходили в заброшенные храмы и вытаскивали иконы, бережно храня их в избах. Они не знали, что за иконы они хранят, какие святые изображены на потемневших досках, но что-то подсказывало им, что эти предметы надо спасать от гибели.
Перед Вами сейчас одна из таких икон, находившихся в маленькой деревянной церкви в Архангельской глубинке. Храм был заброшен после революции и судьба его пущена на самотек. В какой-то момент местные жители стали разбирать иконы из низкого иконостаса по своим домам. Людям хотелось сберечь образы, перед которыми молились предки, с которыми были связаны многие события из жизни, ведь любой деревенский храм это место, где совершаются самые главные Таинства – люди принимают святое Крещение, оставляют грехи, венчаются, отсюда их отправляют в последний путь. Вся жизнь православного воцерковленного человека связана с храмом, сюда он несет свои горести и радости, тут ставит свечи в благодарность святым за совершенные добрые дела, за реальную помощь, пришедшую с Небес.
Иконы из храмов забирали в несколько этапов, так было и тут. Обычно сначала забирали все «ясные» иконы – то есть наиболее хорошо сохранившиеся, светлые, на которых еще не потемнела от времени олифа. Потом брали «что похуже, послепее», добираясь уже до икон второго яруса, залезая на тябла иконостаса.
Последними из храмов забирали «черные доски», на которых уже практически ничего не было видно и лишь угадывались под темной пеленой древней олифы рельефные нимбы, фигуры святых…
Но даже после этого в храме еще оставались иконы, и именно такая икона сейчас может стать Вашей: маленькие иконы в створках Царских Врат оставались незамеченными, слишком уж они были малы по сравнению с размерами икон из иконостаса. Были еще и иконы в столбах, к которым на петлях крепились дверки.
Несколько иконок из Царских врат удалось спасти из почти полностью разрушенной церкви: к моменту спасения рухнула подгнившая маковка на заросшую зеленым мхом, крытую щепой, ветхую крышу.
Икона была черной, олифа потемнела за два с лишним столетия и реставратору пришлось бережно открыть живопись, благодаря чему Вы можете любоваться первозданной красотой и необычными красками этого образа, написанного мастером-иконописцем Русского Севера.
Чтобы икона зазвучала, Вы сможете ее обрамить в круглый киот, или рамку. Выбор цвета и материала останется за Вами, но ясно другое: такая маленькая икона-таблетка сможет не только стать яркой звездочкой в домашнем собрании старины, но и украсит Ваше жилище, сделается центром духовного притяжения, общения с Небом!
Рассмотрите древний образ, проникнитесь историей, которую мы Вам рассказали: поистине, икона может обрести в Вашем лице того хозяина, который станет не только ее владельцем, но и Хранителем, Спасителем. Что было ей уготовано в заброшенном храме – гибель, теперь же святой образ может храниться в Ваших бережных руках, в Вашем доме еще многие годы, десятилетия, века.
Иконы Русского Севера, говоря современным языком антикварного рынка, сегодня «в тренде», эта популярность Северных писем будет только нарастать, ведь уже ясно, что большинство икон перекочевало в музейные фонды или частные экспозиции и каждый появляющийся на антикварном рыночном поле, памятник, быстро находит своего нового владельца.
Сегодня многие люди рассматривают старинные иконы и как выгодную цель для инвестиций, антиквариат никогда не обесценивается, а наоборот, только прибавляет в цене и в долгосрочной перспективе приносит своим хозяевам уверенный доход.
Вы вправе сами распорядиться старинной иконой. Возможно, Вы захотите купить икону для того, чтобы в будущем передать ее своим детям и внукам, возрождая прекрасную русскую традицию.  В этом случае небольшая древняя церковная икона получит долгую и счастливую жизнь в Вашей семье, даря радость от молитвы и созерцания удивительной живописи, созданной настоящим мастером своего дела в 18 веке в далеких прекрасных краях Русского Севера!

Житие святого апостола и евангелиста Матфея

Фактов из биографии святого апостола и евангелиста Матфея, которого еще называют Левий Матфей или Левий Алфеев, известно немного. В истории его имя возникает с того момента, как Христос, видя его сидящим у храма, как пишет святой евангелист Лука, велел ему оставить всё и следовать за ним. До сего момента Левий Матфей исполнял обязанности сборщика налогов в Галилее, городе Капернауме, развалины которого сохранились и сейчас, они называются Тель-Гум.
Галилея была частью Иудеи, а Иудея – римской провинцией, где иудеи люто ненавидели римских язычников – поработителей. Римские же правители понимали, что выполнять обязанности мытаря лучше поручить человеку, знающему и территорию, и материальные возможности населения, а потому нанимали на эту неблагодарную и нечистую работу людей из местного населения.
Сборщик податей – всегда гость в доме незваный и нежеланный, а уж если это человек из своих, он среди иудеев считался изменником, становился изгоем. С мытарями старались не общаться, не звали их к столу, вообще всякие сношения с ними считали осквернением веры и ставили их в один ряд с тяжелыми грешниками. Поскольку, выбивая подати в пользу римлян, сборщикам податей приходилось применять жестокосердие даже к тем, у кого они отбирали последнее, то уважения, конечно, они не снискали. К тому же занятие это было не подконтрольно, и среди мытарей случались нечистые на руку: те, что завышали подати, кладя неправедный излишек себе в карман.
Однако находились те, что шли на это, потому что во все времена профессия сборщика налогов была весьма доходной, и среди них были разные люди, в том числе добрые и чистые сердцем. Так и Левий Матфей был человеком не бедным: он имел и свой дом, и приличное состояние, но душа его была не испорчена ни жестокостью, ни излишним сребролюбием.
Господь избирает человека себе на службу, глядя в его сердце. В Капернауме Христос сотворил множество чудес, и, находясь возле храма, Матфей слышал Его речи, и душа мытаря склонялась к услышанным им истинам о Боге. Потому, видно, призыв Христа следовать за Ним был принят мытарем в одночасье и без сомнений. Он встал, оставил свою мытницу (кошель) в дорожной пыли со всеми средствами и последовал за Учителем.
Чувство благодарности бывшего мытаря было велико, и Матфей пригласил Господа на трапезу в свой дом, и Он согласился. Иудеи, книжники и фарисеи, главные иудейские проповедники и ревнители иудейской веры, видя, как Иисус ест и пьет в доме человека, к которому все относились с брезгливым презрением, стали осуждать Его. Ответ Христа известен из Евангелия – Он сказал, что во враче нуждаются не здоровые, а больные, призвал их пойти научиться тому, что есть милость, а что есть жертва, и поведал, что Он пришел спасти не праведников, но грешных (Мф. 9; 9–17).
Это была последняя трапеза Левия Матфея в своем доме. После он встал, оставил всё и последовал за Ним, чтобы проповедовать Его учение до конца дней своих. В своем неотлучном следовании за Христом он проповедовал, видел Христовы чудеса, слушал вместе с другими первыми учениками Его слова, запоминал их, он был с Христом до самой Тайной вечери и взятия Его, и Воскресения, и Вознесения. Память об этих днях, об этих событиях и проповедях легла потом в основу Евангелия от Матфея – первого, которое мы читаем, открывая Новый Завет. Оно написано по просьбе жителей Иерусалима, когда святой апостол Матфей после обретения Святого Духа собирался отбыть из города на проповедь Слова Христова.
Особенность Евангелия от Матфея состоит в том, что в нем подробно освещено Христово родословие, доказывающее, что Христос и есть Тот Самый истинный Мессия, о Котором возвещали все ветхозаветные пророки и о Котором упоминается во всех главных событиях Ветхого Завета. Свое Евангелие святой апостол-евангелист Матфей писал на еврейском языке, затем оно было переведено на греческий, а еврейского подлинника уже не существует.
Окончив писание Евангелия – год создания его историки предполагают как 41-й от Рождества Христова, святой апостол удалился из Иерусалима на проповедь. Ему была оставлена для обращения в веру истинную изрядная часть Малой Азии и часть Африки: он проповедовал среди персиян, сирийцев, парфян, мидян и прочих народов, населявших эту территорию.
Проповедовал он и в Эфиопии, где проповедь учения оказала чудесное влияние на жителей, и многие отступились от язычества, приношения человеческих жертв идолам и обратились в истинную веру. Он создал там небольшую церковь, оставив при ней в качестве епископа для поддержания и умножения веры спутника своих странствий Платона. Однажды во время уединенной молитвы на горе, что была неподалеку, святому апостолу явился Господь в облике светлоликого юноши. Он подал ему жезл и велел принести его в город Мирмены, чтобы водрузить возле храма. В этом городе тогда правил некто Фульвиан, что в переводе с латыни означает «рыжий».
По дороге в город святой апостол встретил жену и сына правителя Мирмен, а поскольку они были одержимы злым духом, то при виде жезла начали бесноваться и кричать, что святой Матфей идет в город, чтобы погубить их. Святой апостол вознес молитву Господу, и эти двое тут же исцелились и пошли вместе с апостолом.
Придя в город, святой апостол Матфей по велению Господню водрузил жезл возле храма, и жезл сразу превратился в красивое сильное дерево с привлекательными сладкими плодами, а от корней его зажурчал чистый ручей. И многие чернокожие жители стали приходить к храму, чтобы посмотреть на чудо. Они ели плоды с дерева, слушая апостольскую проповедь, которая входила в их сердца, как благодатная пища – в тело, и это было очень похоже на трапезу Учителя с учениками. Об особых свойствах этих плодов святому апостолу также было открыто в видении, которое было дано ему, когда он получил чудесный жезл. Все уверовавшие тут же крестились в чудотворных водах источника. Среди собравшихся возле храма были жена Фульвиана с сыном. Фульвиан, узнав об этом, разгневался и приказал взять святого Матфея под стражу.
Ночью святому Матфею явился Сам Христос и сказал, что апостола ждут мучения, однако велел ему все надежды возложить на Него, поскольку Он Сам отныне будет при святом Матфее неотлучно. Во время утренней молитвы за святым апостолом Матфеем прибыли четыре стражника, чтоб взять его, но тут храм окутала тьма, да такая, что они не знали, как из нее выбраться, и вернулись ни с чем. Фульвиан разгневался еще больше и снова послал за апостолом стражу, но теперь вокруг апостола воссиял свет, на который смотреть было невозможно. Воины в страхе бросили оружие и побежали прочь.
Тогда Фульвиан сам пошел арестовать апостола, и едва он подошел к нему, как ослеп. Испугавшись, он стал просить апостола вернуть ему зрение. Святой Матфей сотворил над ним крестное знамение, и Фульвиан вновь прозрел.
Однако лицемерный Фульвиан прозрел телесно, но не духовно. Он пригласил святого Матфея в свой дом якобы за тем, чтобы оказать почести, а в душе замыслил убить его – он полагал, что все чудеса, творимые апостолом, были не проявлением воли Божьей, а чародейством, и хотел уничтожить святого как волхва. Матфей, ведомый Господом, сразу прочел помысел Фульвиана и сказал ему, чтобы тот исполнил всё, что задумал, не лицемеря, ибо святой готов вынести все муки во имя Господа.
Фульвиан трижды предавал святого Матфея огненным мукам, но каждый раз апостол молитвой отводил огонь, в котором в конце концов оплавились, как воск, и сгорели идолы – предмет поклонения язычников, а затем огонь, из них вышедший, обратился в огненного змея, который начал преследовать самого Фульвиана. Тот в ужасе умолил апостола остановить змея, и уже был готов и сам воздать апостолу почести, но святой Матфей сотворил молитву и Господь принял его к Себе.
Кончина святого апостола Матфея произошла примерно в 60 году после Рождества Христова. Ныне его останки хранятся в Италии в городе Салерно, покровителем которого считается святой апостол, туда они были перенесены примерно в Х веке. Помимо православных икон, его образ трижды был запечатлен известным живописцем Ренессанса Караваджо.

Молитва перед иконой Святого апостола Матфея
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Тропарь, глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.