Редкий старинный образ Святого Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с мощевиками и святыми частицами. Россия, Воронеж 1861-1870 год
Сопроводительная документация
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная уникальная православная икона с двумя врезными мощевиками и образами наиболее почитаемых святых Земли Русской, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, сохранилась в прекрасном коллекционном состоянии. Предположительно данный образ был написан вскоре после канонизации Тихона Задонского Чудотворца в 1861 году в иконописной мастерской при Благовещенском Митрофановском монастыре в Воронеже, где в нижнюю часть иконы были сделаны вложения святых частиц, залиты мастикой и опечатаны церковной печатью. Икона долгое время хранилась и оберегалась, почиталась и спасалась от всех невзгод, дошла до наших дней в практически нетронутом оригинальном состоянии (икона без вмешательств, под слоем оригинальной потемневшей олифы) - в нижней части иконы видны два врезных, залитых мастикой и опечатанных церковной печатью мощевика (диаметр каждого мощевика 2см). Старинные религиозные предметы – кресты, иконы, имеющие включения-реликварии (проще говоря – мощевики), на сегодняшний день очень редко встречаются на антикварном рынке. По сути своей, это уникальные вещи, обладающие особой ценностью, и духовной, и конечно, материальной. Приходя ныне в храм, Вы можете самостоятельно проверить, что иконы-реликварии встретятся Вам далеко не в каждом, даже очень старом храме, сохранившем такие реликвии еще с дореволюционных времен. В современных же церквях, или в тех, что восстанавливаются по крупицам из руин, подобных Святынь и того меньше, поэтому любой подобный раритет заслуживает особого внимания! Известно, что иконы с мощевиками, содержащими Святые частицы, всегда почитались православными верующими особо: еще бы, ведь в них, в особых ковчежцах, содержались фрагменты нетленных мощей праведников Христовых или другие реликвии, соприкасавшиеся со святыми мощами! Такие иконы, помимо того, что они являются окном в Горний Мир, еще и обладают особой помогающей, целительной энергетикой, транслируемой верующим как раз теми частицами, которые хранятся в ковчегах-реликвариях. Икона укомплектована прекрасным современным киотом, выполненным по специальному заказу из массива ясеня. Размер иконы: 36,5х31х2,6 см. Размер современного киота: 47х41,5х9 см.Молитва святителю Тихону Задонскому помогает при тяжёлых болезнях – слепоте, параличе и других недугах. Существует множество свидетельств того, как словом святой исцелял людей от самых страшных болезней. В летописи сохранилось упоминание о сидячем келейнике святителя, который полностью выздоровел после сказанной Тихоном фразы: «Иди, Бог тебя помилует». К святителю также можно обращаться в случае уныния и печали. Сердечная молитва поможет укрепиться духовно и стойко пережить вызовы судьбы. Также святому молятся о смирении, добром нраве и человеколюбии. Написавший множество книг Тихон Задонский почитается покровителем монашества и студентов семинарий. Ему можно молиться об усердии в учёбе, о том, чтобы на благо людям использоваться имеющиеся знания и не сворачивать с выбранного пути. По некоторым свидетельствам, мощи святого Тихона Задонского помогали в исцелении болезней сердца, тяжелых нервных болезней, зафиксированы также случаи изгнания бесов, исцеления от бесплодия. Святому Тихону молятся о излечении нервных и душевных недугов: нервных расстройств, депрессий, алкоголизма, наркомании, помешательства.
Иконы-мощевики, как и кресты-мощевики или другие религиозные предметы с ковчегами для хранения Святых частиц, известны с древности, и всегда они были очень редки, предназначаясь, в первую очередь, не для личного, домашнего использования, а для массового поклонения, размещаясь в храмах и монастырях.
И всегда именно иконы с мощами, распятия-мощевики и другие подобные реликвии притягивали к себе не только местную паству, но и массы паломников, зачастую притекающих на поклон Святыне из самых отдаленных губерний.
Известна и практика распространения подобных икон с реликвариями для того, чтобы и в отдаленных городах или селах люди имели возможность получить помощь от почитаемого святого, приложившись к образу, в котором хранится частичка святых мощей Небесного Покровителя или иное святое вложение.
Но особенное почитание святых на Руси было обращено к тем праведникам, кто прославился своими Богоугодными делами здесь, на родной земле, кто восславил веру, живя среди простых людей, показав верующим Великий Свет учения Христова!
Русские святые – особая тема для любого верующего человека и тогда, в имперской патриархальной России, и сегодня, ведь эти святые люди и при своей жизни и после нее оказывают помощь всем, кто в ней нуждается. Паломники со всей Матушки России устремляются к ракам со святыми мощами, к дорогим их сердцу могилам и иконам-реликвариям, в которых бережно и благоговейно сохраняются малые частички мощей или иные святыни, зная, что по молитве придет исцеление от самых лютых болезней, что будут получены ответы на все волнующие вопросы, что придут правильные советы, как поступать в той, или иной сложной ситуации…
Храмы и монастырские обители очень трепетно хранили такие реликвии, понимая, какую исключительную духовную ценность они представляют для любого православного человека, однако революционные события и дальнейший протяженный период почти векового безбожия и богоборчества многое перевернули, исковеркали. Уничтожалось абсолютно все, что считалось духовным, что связывало людей с Богом, и в этом русле именно чтимые православные святыни были в особом фокусе внимания безбожников. Найти, уничтожить такие раритеты, чтобы обрубить вековые корни веры – вот в чем заключалась их задача. Подлые «разоблачения» с разорением святых мощей праведников, с уничтожением могил, сожжением икон, а в конечном итоге – с физическим разрушением храмов и монастырей – вот так советская власть железной рукой корчевала веру в человеческих душах и памяти, надеясь в конечном итоге уничтожить абсолютно все, что столько веков формировало сознание искренне верующего русского православного человека!
И это обстоятельство еще раз подчеркивает особенную редкость и ценность любого намоленного старинного предмета, который бы дошел до нашего времени, сохранившись от пожарища богоборческого горнила, в котором бесследно исчезли тысячи и тысячи бесценных художественных памятников и православных реликвий.
Все это – лишь обязательное предисловие к описанию того редчайшего памятника русского православия, который мы хотим представить Вашему вниманию: перед Вами старинная икона с образами двух светильников веры, просиявших в земле русской – святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского чудотворцев, написанную талантливым изографом в середине XIX века, сразу после прославления второго из святителей и содержащая два ковчега со Святыми частицами праведников!
Святители Митрофан и Тихон – это вообще, особенные святые, близкие сердцу каждого русского православного верующего, потому что они родились и выросли здесь, в России. Тут они прониклись духом православия, целиком посвятив себя служению Господу. Всю жизнь они демонстрировали свою святость, словом и делом утверждая Заповеди Христовы и силой своей любви к Господу и к людям врачуя самые страшные телесные и духовные людские недуги.
Нужно обязательно сказать о том, что в разное время в русской земле прославились в лике святых многие праведники, однако многим из них выпала судьба иметь весьма скромную известность, отчего их и сегодня называют местночтимыми святыми, то есть почитаемыми лишь в определенной местности, там, где они и жили, где служили Господу, где почили с миром, где впоследствии хранились их святые нетленные мощи или где находились чтимые могилы.
Но среди всех имен праведников лишь ряд русских святых сделался настолько известным и почитаемым, что слава о них разошлась далеко за пределы того территориального ореола, в котором, казалось бы, они могли, как и другие, иметь известность.
К таким наиболее известным святым, почитаемым абсолютно по всей России ( и даже далеко за ее пределами!), можно отнести только четырех праведников: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и чудотворцев святителей Тихона и Митрофана Воронежских.
Особая популярность двух последних обусловливалась тем, что они не только относительно недавно жили среди людей, так что живые рассказы о чудесах и духовных подвигах святителей передавались из уст в уста, из поколения в поколение, но и от того, что мощнейшее народное почитание их, продлившееся и после праведной кончины, закончилось, к всеобщей радости, официальным прославлением старцев и причислением их имен к лику святых!
Святой Митрофан Воронежский чудотворец, прославленный в лике святых в 1832 году, родился в 1623 году, а ушел из жизни в декабре 1703-го. Чудотворец Тихон Задонский рожден был в 1724, а скончался в 1783 году, в Задонском монастыре. Прославление же Тихона Задонского в лике святых состоялось в 1861 году и после этого оба святых стали практически всегда воспроизводиться вместе на паломнических иконах, их вообще воспринимали не иначе, как вдвоем, а потому появление ростовых фигур праведников и на этой иконе вовсе не случайно.
Оба святых блистали силой своего разума, просветительским и воспитательным талантом, смирением, праведной жизнью, за что еще при жизни они удостоились от Господа возможности совершать чудеса исцеления, причем им обоим было позволено излечивать людей от самого страшного душевного недуга – беснования.
Все знают святого Никиту Готского (в простонародье – Никиту Бесогона), образ которого частенько носили с собой или помещали в домашней божнице, как оберег от бесов и бесовщины, от проявлений потусторонних недобрых сил.
С момента появления на земле русских святых Тихона и Митрофана и начала их народного почитания, основанного на чудесах, совершенных молитвенниками, появилась совершенно новая, еще более близкая духу каждого русского верующего, возможность оградить себя, близких и самый свой дом от всякой нечисти.
И именно за бесогонную силу почитают святых и сегодня, хотя этим их целительная помогающая помощь вовсе не ограничивается. Вместе они олицетворяют «микросонм» святых, которым можно молиться о благополучии выросших детей, о том, чтобы у них было простое житейское счастье: семья, любимая работа, финансовый достаток и конечно, крепкое здоровье.
Однако следует очень четко понимать, что перед Вами сейчас во всем необычная реликвия, выдающийся предмет во всех его проявлениях!
Но перед описанием иконы приведем еще несколько исторических фактов. В 1919 году безбожные власти развернули целую кампанию по «разоблачению» веры и очернению церковников, занявшись вскрытием (читай – осквернением) святых мощей праведников и этой кошмарной процедуре были подвергнуты, безусловно, самые основные русские Святыни – мощи преподобного Сергия Радонежского и святые мощи святителей Митрофана и Тихона, после чего сами мощи Воронежских святых были отправлены в антирелигиозный музей – подальше от верующих.
В этом ракурсе любые предметы, содержащие святые частицы и сохранившие их до нашего времени в нетронутом (неоскверненном) виде можно рассматривать, как особенно редкие и ценные раритеты, так что эта икона представляет собой исключительный по редкости и ценности экземпляр.
Что же можно сказать про этот уникальный живописный реликварий? Икона по своей стилистике тяготеет к середине XIX века, что полностью соответствует и самому историческому моменту, к которому ее написали: в 1861 году, как мы уже сказали выше, состоялось торжественное прославление святителя Тихона Задонского, но поскольку оба святых воспринимались в народном почитании, как некое неделимое целое, создали и этот святой образ, где чудотворцы предстают перед молящимся человеком во весь рост, в торжественных церковных облачениях, строгие и, в то же время, смиренные.
Фигуры как будто проступают к нам из темноты, благородный коричнево-черный фон подчеркивает святость праведников, фигуры которых как бы светятся изнутри Небесным светом. Изограф, исполнивший образ, был наделен талантом от Бога, он с чувством и душевным трепетом выполнил свою работу, написав яркую и запоминающуюся икону. Но ей изначально была отведена особенная роль, и иконописец об этом знал: в круглых миниатюрных ковчежцах, опечатанных монастырскими печатями, были помещены Святые частицы, и потому образ приобрел, кроме своего талантливого художественного воплощения, еще и мощнейший энергетический импульс.
Явно икона предназначалась либо для вручения в качестве ценного памятного дара духовенству высокого ранга, прибывающего на торжества по случаю причисления к сонму святых чудотворца Тихона, либо для одного из отдаленных храмов или монастырей, где подобная икона с реликвариями могла стать чтимой святыней и обеспечить устойчивый приток верующих и паломников.
По великому счастью, икона сохранилась до нашего времени практически в первозданном виде, совершенно очевидно, что ее хранили самым бережным образом и поэтому живопись не подверглась какому бы то ни было износу и повреждениям. Икона не реставрировалась, живопись предстает в идеальной, для полутора столетий ее жизни, сохранности, даже на ковчежцах Вы легко увидите оттиски особых печатей в виде православного креста – таким образом мощевики опечатывались в монастырях, где и происходил сам процесс размещения в иконной доске реликвий, с молитвой, по особому церковному обряду.
Сегодня икона сияет в специальном современном киоте, созданному по особому заказу: образ может и дальше долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать верующих своей красотой и помогающей силой.
Кому же мы адресуем эту икону в первую очередь? Безусловно, образ можно рассматривать, как абсолютно бесценное приобретение для домашнего моления, для домашнего киота. Можно смело констатировать факт, что второй такой уникальной иконы святых Митрофана и Тихона Воронежских, в которой еще тогда, в XIX столетии установлено два реликвария, Вам не найти. Это эксклюзив. Абсолютный эксклюзив.
Но мы также знаем, что подобные религиозные предметы-мощевики приобретают верующие люди и в качестве ценного вложения в храмы и монастыри.
Мы уже говорили о том, что в современных храмах и обителях существует явный дефицит чтимых старинных дореволюционных реликвий, побуждающих верующих целенаправленно посещать именно эти духовные центры. Нет ничего удивительного, ведь бесчисленное число реликвий было уничтожено в прошлом веке, ныне же пополнить храмовое убранство старинными иконами с мощевиками, по сути, просто невозможно.
Но в то же самое время, даже одна такая реликвия может в корне изменить положение любого деревенского храма или отдаленного монастыря: если такая святыня наличествует в храмовом интерьере, если она помогает верующим в исцелении или в житейских делах, весть об этом быстро распространяется не только по округе, но и за ее пределы, способствуя формированию устойчивого и постоянно растущего числа местных верующих и настоящих паломников, притекающих в храм.
Сейчас Вы имеете уникальную возможность и также можете помочь своему храму, сделав ценный вклад в виде старинной иконы с двумя реликвариями! И с момента появления в нем этой бесценной святыни, безусловно, поток верующих возрастет, люди будут иметь возможность увидеть и прикоснуться к одной из чудом сохранившихся до нашего времени, русских православных святынь!
Старинная икона-реликварий с образами чудотворцев Тихона и Митрофана Воронежских – это прекрасный повод сделать подарок Вашему духовному наставнику, или даже высокому Церковному начальству. Подобный шанс выпадает отнюдь не каждый день, предмет настолько ценный и важный, что с ним не стыдно будет прийти на прием к духовному лицу самого высокого ранга!
Нельзя не сказать и о коллекционерах – людях, понимающих всю ценность и уникальность подобных предметов, возникающих на просторах антикварного рынка настолько редко, что сейчас нужно только успеть купить редкую икону, ведь появление еще одной, хотя бы близкой по сути, реликвии, спрогнозировать просто невозможно!
Эта старинная икона может служить и прекрасным средством размещения капитала, долгосрочной инвестицией в будущее: ясно, что с годами ценность этого предмета возрастет, причем многократно.
Вы можете попытаться поискать и альтернативы иконе – но мы можем сразу предполагать, что скорее всего, безрезультатно, ведь как мы уже сказали, перед Вами абсолютно эксклюзивная в своей ценности, религиозная вещь, ценность которой складывается из духовной, культурной, художественной, коллекционной и материальной составляющих.
Нам искренне хочется завершить описание уникального старинного святого намоленного образа словами: успейте осознать всю важность предмета и купите его первым, пока это не сделал кто-то другой, ведь второго шанса приобрести необыкновенную антикварную икону-реликварий, увы, может уже и не представится!
О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Молитва святому Митрофану Воронежскому вторая.
О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.
Молитва подле иконы святителя Тихона Задонского
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими не ложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельные язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.