Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.   Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.
 
Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.   Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.
 
Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.   Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.
 

Старинная икона Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Еленой и Макарием. Россия XIX век.

AR8048

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

166000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная православная икона Крестовоздвижение или полное название сюжета Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня со Святой Царицей Еленой и Святителем Иерусалимским Макарием написана во второй половине 19 века в околостоличных иконописных мастерских. Икона написана на сусальном золоте, которое даже по прошествии более 100 лет не потеряло своего благородного блеска. Икона без каких либо вмешательств в авторскую живопись, несколько незначительных царапинок и скольчиков являются неотъемлемым атрибутом практически любой антикварной иконы. Икона помещена в заказную современную витрину-багет, закрытую музейным ультра прозрачным стеклом. Икона полностью готова к размещению в экспозицию и не требует дополнительных работ и затрат. Размер рамы: 49х36х5,8 см.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святая равноапостольная царица Елена обычно изображается на иконах с ее сыном, равноапостольным царем Константином Великим, и гораздо реже – одна. Все известные молитвы обращены к обоим святым, и к их помощи прибегают люди при сложностях в материальном благополучии, а также те, кто работают в сфере бизнеса, политики или на руководящих должностях. К образу самой равноапостольной царицы Елены можно обращаться и с просьбой об исцелении, поскольку сами святые мощи ее, находящиеся ныне в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, обладают чудотворными свойствами. Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог...») одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей. 14/27 сентября Святая Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.



События из истории празднества
14/27 сентября Святая Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть к двенадцати главным праздникам.
Так как крест – символ страданий, то на Воздвижение Креста Господня полагается пост, но, несмотря на страдания Спасителя, мы в этот день радуемся. Радуемся плодам Его страданий: искуплению человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью.
Особенностью службы этого праздника является перенесение Креста из сосудохранительницы на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. Священнослужитель несет Крест на середину храма и кладет его на аналой, на который обычно устанавливается праздничная икона, соответствующая тому или иному дню. Крест Господень лежит на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения, чтобы все желающие могли ему поклониться.
Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня был установлен в память об обретении Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году в Иерусалиме, недалеко от мест страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается еще одно событие, произошедшее три века спустя, – возвращение Креста Господня из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращена была и великая христианская святыня.
Как при обретении, так и при прославлении Креста Господня, возвращенного из Персии, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
Несмотря на распространенные в III веке гонения на христиан, Константин Великий ценил христиан как верных и добрых подданных, понимал, что христианство – великая сила, способная духовно преобразить мир к лучшему, но сам был пока не готов окончательно отказаться от языческой традиции. Но Бог всегда находит, как открыть путь человеку, избранному Им. Так случилось и с Константином.
Римская империя в ту пору раздробилась уже на шесть областей, всюду велись войны, в каждой области был свой правитель. В 311 году в Риме воцарился император Максенций. Своим деспотичным и развращенным нравом он возмущал всех – и сенаторов, и народ. Италийская часть империи страдала от его ига, и, видя то, в 312 году император Константин, чтивший покой и мир, предпринял военный поход против Максенция. Но, как пишут исследователи, он не был до конца уверен в победном исходе: войско Максенция было многочисленней. Константин совершил большие жертвоприношения языческим богам вплоть до человеческих, да и Рим, которого Константин никогда не видел, казался, наверное, ему чем-то огромным и мощным.
Тогда он, стоя при войске, начал просить Единого Бога о подании мужества, совете и помощи, и свершилось чудо – его современник Евсевий пишет о том со слов царя: «Однажды после полудня, – рассказывал царь, – когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: "СИМ ПОБЕЖДАЙ"» (по-гречески: НИКА).
Для любого язычника крест – символ позорнейшей из казней. Константин и все войско пришли в ужас. А в ту же ночь Константину приснился сон, в котором ему явился Христос и велел сделать знамя с крестом, по подобию виденного на небе императором и войском. Утром Константин призвал мастеров и приказал им создать богато украшенную золотом и драгоценными камнями хоругвь с изображением креста, а всем воинам – поместить такое же изображение на их щиты и шлемы.
С того дня он твердо решил следовать Христову вероучению. Призвав к себе христианских священников, Константин спросил их, как следует понимать данное ему знамение. И те рассказали ему о троичности Единого Бога, о воплощении Его во Христе, о распятии и Воскресении. Константин понял, что Крест, данный Ему в видении, – Христов Крест, он послужит ему и войску вдохновением и защитой.
Надо ли говорить, что Максенций был разбит и погиб в реке Тибр, Константин вступил в Рим под ликование горожан, а когда те воздвигли в его честь памятник, Константин Великий велел копье, вложенное в руку императора-победителя, изобразить в виде креста и, по свидетельству того же Евсевия, начертать: «Сим спасительным знамением я освободил ваш город от ига тирана и возвратил римскому народу и сенату прежний блеск и славу!»
Первыми указами своими он дал возможность христианам совершать свои богослужения, а тем, кто оставался в языческой вере, – беспрепятственно следовать их традиции. Он отменил все развлечения, связанные с насилием и кровопролитием, запретил казнь на кресте, установил день Воскресения общим днем отдыха и сделал многое полезное и для христиан, и для всего римского народа.
Через некоторое время Константин стал единым правителем всей Римской империи. Он вернул христианскому сообществу все отнятые до того храмы и усыпальницы, освободил священнослужителей от податей и даже передал им несколько базилик, которые были пригодны для богослужений и сборов пастырей. На его шлеме была начертана монограмма «Христос» в виде двух букв Х и Р, где первая покрывала вторую, а воинам дал молитву, которую они должны были читать в воскресные дни, направляя свой дух к Господу. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующей (главной).
Однако в Риме, который оставался по большей степени языческим, его чтили, памятуя освобождение от ига Максенция, но не слишком любили. Потому новую столицу он устроил в небольшом древнем городке Византии и назвал город Константинополем.
Воцарившись, Константин не мог забыть, Кому он был обязан своим новым духовным рождением. Его волновала участь Креста Господня, на то время утраченного где-то в палестинских землях. И в 325 году, когда войны окончились и начался расцвет христианства, он вернул из изгнания свою мать Елену, возложил на нее царскую корону августы с правом печатания собственной монеты. Он доверил ей полное распоряжение царской казной и обратился к богомудрой старице-царице – а было ей на то время около 80 лет – с просьбой пойти в Иерусалим и разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По свидетельству Евсевия, «старица с юношескою быстротою» отправилась в Иерусалим.
Скромно одетая, раздававшая щедрые пожертвования, царица своей верою, устремлением, сердечностью и добротою производила большое впечатление не только на христиан, но и на тех, кто еще не стал на этот спасительный путь.
А в Палестине все описанные в Евангелии места земной жизни Господа были опустошены и осквернены язычниками. И блаженная Елена, по промыслу Божию, разыскав все места в Палестине, отмеченные вехами земного пути Христа, принялась расчищать их, воздвигая над ними храмы и часовни – над Вифлеемской пещерой, где родился Господь, на горе Елеонской, где свершилось чудо Вознесения, в Гефсимании, где Он молился в ночь перед взятием под стражу, а потом было Успение Богородицы, в Хевроне у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму.
Важнейшей же оставалась цель нахождения Древа Господня, и августейшая старица приложила все силы, чтобы разыскать его. Она долго вела опросы, пока некий еврей, уже преклонных лет, по имени Иуда не указал ей это место – под языческим капищем Венере. Капище было разрушено, святитель иерусалимский Макарий совершил молитву, и начались расчистки возвышенности. И тут из-под земли поднялось благоухание – место было указано верно. Однако под капищем было погребено три креста. Какой из них Господень? По промыслу Божию, в тот момент мимо возвышения несли усопшего на погребение. Процессию остановили и стали возлагать кресты одним за другим над телом. И после возложения того, что был Крестом Христовым, мертвый восстал, к великой радости всех. Блаженная Елена облобызала Крест, а святитель Макарий, чтобы все многочисленные присутствующие могли видеть обретенную святыню, поднял его, сотворив Воздвижение Креста Господня.
Многие из язычников и иудеев приняли тогда Христову веру, среди них был и старец Иуда, указавший Царице Елене место Голгофы. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры Константин Великий с его матерью Еленою получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около десяти лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, она скончалась в 327 году. Святой Крест был положен в серебряный ковчег для поклонения, часть его до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Храм был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших из всех концов Римской империи, то это событие послужило поводом к распространению празднования в этот день Воздвижения во всем христианском мире.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

Как молиться Честному Кресту.
Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог...») одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.