Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.   Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.
 
Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.   Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.
 
Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.   Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.
 
Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.  
 

Старинная паломническая резная икона Образ святого Нила Столобенского, чудотворца; в киоте. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX веков.

AR7806

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Уникальный по своей сохранности старинный резной иконный комплекс монастырской работы с образом Святого Преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Дерево, резьба, темпера, масло, фольга, бисер, стеклярус.  Размеры киота: 40,5х36х10 см. Россия, конец XIX – начало XX веков.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва святому Нилу Столобенскому совершается об исцелении от болезней суставов, при различных других заболеваниях. Нил Столобенский – помощник в соблюдении поста, в телесном воздержании. Считается, что святой Нил Столобенский. Является Небесным покровителем, защитником всех путешественников и тех, кто перемещается по опасным и трудным дорогам.
Память святому преподобному Нилу Столобенскому совершается 20 декабря, 9 июня и в Соборе Тверских святых (даты приведены в новом формате летоисчисления).



 
Перед нами образец  художественной продукции, исполненной в монастырских мастерских Осташковской обители – места свершения удивительного молитвенного аскетического подвига столпника отца Нила,  «избранного от пелен в воинство Христово и вписанного от юности в книгу живота вечнаго, дивного в чудесех». Такого рода продукция «монопольно» изготавливалась и продавалась исключительно в монастырских стенах и была рассчитана как на богобоязненных и благочестивых местных жителей, так и на приезжих паломников, которых до революции в обители ежегодно насчитывалось до 50 тысяч.  Все они стремились захватить с собой не просто «сувенир для памяти», но частичку святыни, с которой им довелось соприкоснуться на древней тверской земле. Традиционно как нельзя лучше этой цели отвечали так называемые «иконы на рези», то есть рельефные и скульптурные деревянные изображения святого в молитвенном обличье, застывшего в характерной позе, на ступенчатом пьедестале и без оного.  Двухмерные и объемные изображения Нила Столбенского изготавливались в нескольких размерных вариантах – от небольших, допускавших бытование, например, на  полке шкафа или в углу божницы, и до храмового варианта изображения в полный рост человека.  
Бесспорно, изображение резных деревянных фигур имеет под собой более древнюю историю, но наряду с ними в 19 веке появилась и получила широкое распространение иконная продукция в виде полу-скульптурных, полу-живописных, полу-рукодельных композиций их фольги, бисера и стекляруса, в сочетании с литографическими либо живописными фрагментами, обрамленных под стекло киотов.
Рассматриваемое произведение принадлежит как раз к типу подобных вещей – некогда широко распространенных, а сегодня напротив, крайне редко встречающихся на антикварном рынке в почти полной «комплекции» и хорошей сохранности.
Стилистически в ней уже ощутима поздняя классицистическая традиция: мы видимо тщательно разработанный интерьер храма, попытку придать ему пространственность и объемность, выстроить «натуралистичное» изобразительное пространство, соблюсти точность в  передаче архитектурных элементов и занавесей, в трактовке одеяния святого (Нила Столобенского по традиции изображают в темном монашеском платье, в котором почти исчезает изможденная постом и молитвой человеческая плоть и чья почти осязаемая материальная основа  - плотность, тяжесть складок – резко контрастируют с его озаренным внутренним светом Ликом).
В рассматриваемом произведении так же как нельзя лучше оказывается отражена идея «светоносности» преодолевшего свое грешное, земное человеческое начало столпника. Ведь, по свидетельствам современников, каждый столпник являл из себя светильник, озаряющий наш мир нетварным светом, идущим изнутри лика и тела подвижника.  Использование   серебряной  и   золотистой  гладкой зеркальной поверхности фольги идеально подходило для целей скульптурно – живописного изображения этой идеи. Кроме того, у нашей скульптуры голова и лик оказываются дополнительно окрашены в белый свет, в противоположности санкирю и подрумянке древнерусской иконописной традиции. Автор нашего произведения как будто ставит перед собой цель показать не только уже свершившееся чуд, но чудо длящееся и повторяющееся, происходящее снова и снова – на наших глазах, будучи озаренными светом лампадки или свечи, вся икона «загорится» неземным светом и плоть святого как будто на наших глазах примет «неживую» мраморовидность. В остальном же, данное изображение следует уже устоявшемуся иконографическому типу – святой Нил изображен в характерной позе, полусидя, с согбенной головой, с прикрытыми опущенными глазами…
Сходное изображение опубликовано в книге А.И.Буркина «Престолу Божия предстоя. 450 лет преставления преподобного Нила Столобенского».
Рассматриваемое произведение отличается достаточным изяществом и известной тонкостью исполнения, на современном антикварном рынке встречается редко, представляет исторический, культурный, художественный и антикварно – коллекционный интерес.