Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.   Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.
 
Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.   Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.
 
Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.   Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север  XVIII век.
 

Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Север XVIII век.

AR7815

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень редкая деревянная живописная скульптура Ангела  изготовлена искусным мастером резчиком во второй половине XVIII столетия где то в северной части Российской Империи. Ангел сохранился в прекрасном первозданном состоянии, примечательным фактом является полная сохранность родного живописного слоя. Резная скульптура ангела станет не просто прекрасным украшением интерьера, но и небесным покровителем и защитником дома, в котором она «поселился».  Размеры: размах крыльев 23см, высота 20 см, глубина 9 см.

Деревянная резная скульптура с документом. Подлинность и почтенный возраст этой старинной скульптуры подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Старинная деревянная живописная скульптура Ангела – объект не только для созерцания, но и для молитвенного обращения.  Ангелу Хранителю посвящаются молитвы о сохранении своей жизни и здоровья, а также о благополучии и здоровье родных людей. Ангел Хранитель  всегда сопровождает человека в его жизни, просят у Ангела Хранителя и помощи в сложных жизненных ситуациях, при прямой угрозе жизни, молятся о том, чтобы Ангел помог преодолеть дальнюю дорогу, сопровождал и помогал Вам в путешествии. Празднования иконы Ангела-Хранителя как такого нет, но раз в год мы празднуем Собор архистратига Михаила, поставленного Господом над всеми чинами ангельскими и прочих сил бесплотных – этот день приходится на 8/21 ноября.



Культовая деревянная скульптура – явление в русской религиозной истории особое, сегодня – почти утраченное поэтому к каждый старинный предмет, сохранившийся до наших дней – редкость, настоящий антикварный раритет.
Перед Вами сейчас небольшой фрагмент убранства храма, деревянная резная фигурка Ангела, сохранившаяся, по счастью, очень хорошо, ведь этой резной скульптуре более двухсот лет!
Деревянные скульптуры, несущие сакральный смысл получили особое распространение на Русском Севере, а также за Уралом и этому явлению сопутствовали определенные причины.
Язычество, столь тщательно угнетаемое в Центральной России, необычайно прочно укрепилось в отдаленных территориях,  даже в семнадцатом и восемнадцатом веках люди, крещенные в православную веру, продолжали отмечать языческие праздники, исполняли обряды, а в язычестве деревянная резная скульптура присутствовала в обязательном порядке и в большом количестве. Вспомните деревянного Перуна, опрокинутого в реку после Крещения Руси. На Русском Севере еще в XIX веке можно было встретить в лесах деревянных идолов, которых в начале следующего века исследователи культуры и быта даже перенесли в музей. Деревянные языческие идолы исполнялись грубо, что называется, «топорно», а вот резная религиозная деревянная скульптура, появившаяся в православных храмах, отличалась совсем другими качествами, тут особо ценилась характерность персонажей, тождественность их миру людей, тонкость и динамика в исполнении линий и пропорций. Одним словом, церковная деревянная скульптура требовала от резчиков совершенно иного уровня в качестве исполнения святых образов.
Пользуясь достаточно примитивными орудиями труда, резчики уже в 18-м веке достигают необычайного совершенства в изготовлении как отдельных скульптур, так и многофигурных скульптурных композиций, а население, испытывающее тягу к язычеству, охотно посещает храмы, в которых имеются «деревянные боги».
Икона, даже самая красивая и мастерски исполненная, воспринимается молящимися, как плоскостное изображение, выполненное, к тому же, по строгим и сдержанным канонам, практически исключающим трансляцию зрителю характера или действия, присущих деревянной скульптуре.
Объемная резьба по дереву всегда более выгодна в плане своего воздействия на зрителя, ведь она показывает молящимся святых и Ангелов « в натуральную величину», дает возможность представить их с собой рядом, увидеть и рассмотреть небожителей со всех сторон!
К сожалению, законы, принятые Святым Синодом, запрещали использование деревянной скульптуры в церквях и богослужениях, а потому в некоторых храмах скульптуры из дерева и правда, были полностью изведены. Процесс окончательной утраты произошел уже в постреволюционное время, когда помещения церквей приспосабливались под колхозные склады, МТС или рабочие цеха. Уникальные деревянные резные скульптуры, деревянные иконостасы и иконы бесследно исчезли, были просто-напросто уничтожены!
Судьба резной деревянной религиозной скульптуры в советской России гораздо более трагична, чем судьба икон, ведь иконы имелись в каждом доме, спасали их и из храмов в момент их закрытия и разорения, деревянная же резная скульптура оказалась в этот момент никому не нужной: слишком она была громоздкой, рассчитанной для установки в больших помещениях, а потому подавляющее большинство редчайших произведений деревянной старинной скульптуры и резьбы было утрачено навсегда…
Представленный Вашему вниманию, резной Ангелок, вероятнее всего, принадлежит работе мастеров-резчиков Русского Севера. Особая пухлость щек, курносый нос, крупные глаза – все эти черты характерны для резчиков из Вологодских земель, хотя известно, что мастера перемещались на значительные расстояния и работы одного и того же умельца  можно было встретить в храмах, отстоящих друг от друга на тысячи километров!
Деревянная скульптура имеет и Западные корни, ведь именно там следует искать источник этой «барочности» в Ангеле, который был создан в далеком восемнадцатом столетии.
Тщательно вырезанные черты лица Ангела, впоследствии заглаженные и загрунтованные, были окрашены для придания скульптуре из дерева особого духа живоподобия и выразительности, а вот крылья Ангела мастер умышленно вырезал грубовато, без подробностей. Такой простой прием позволял сконцентрировать внимание зрителя на лике, получать транслируемое нужное эмоциональное ощущение – ведь перед Вами грустный Ангел, Ангел сочувствующий.
Фигурка Ангела очень объемна, мастером ей придано движение, динамика полета. Слегка выровненная оборотная сторона служила для крепления деревянного Ангела к стене или деталям резьбы. В подобной скульптуре очень ценится именно динамизм, ведь в воспроизведении волнистых волос деревянного Ангела, в положении расправленных крыльев, в его наклоне от поверхности вертикали, к которой он должен быть привязан всегда возникает удивительное ощущение полета, того, что Ангел вот-вот оторвется и воспарит над Вами, неслышно взмахивая крыльями, охраняя людей от несчастий и творя свое невидимое Добро!
Можно ли обращаться к деревянному Ангелу за помощью, проводя параллель с иконописным ангельским изображением? Да, конечно! Ведь обращались же люди к резной деревянной скульптуре Христа, установленной в храме, молились и молятся сегодня перед  редкими сохранившимися фигурами «Николы Можая» или резными фигурками преподобного Нила Столобенского!
Подобная деревянная резная скульптура малых форм использовалась в оформлении иконостаса и убранства храма, резные Ангелы и Херувимы дополняли и сообщали необычайную живость храмовому интерьерному комплексу, создавали трогательную душевную атмосферу во время богослужений, являлись логическим придатком к скульптурам крупным, ростовым, среди которых мог быть и «Христос в темнице» и «святая Параскева Пятница» и конечно, «святой Николай Можайский».
Сегодня истинные собиратели религиозных святынь прошлых веков разыскивают подобные резные скульптуры, пытаясь в личных коллекциях сконцентрировать разрозненные, но такие великолепные отголоски старинной резной скульптуры.
У Вас сегодня есть возможность стать обладателем очень редкого предмета, бережно сохраненного прежними владельцами на протяжении нескольких столетий.
Мы уверены, что деревянная скульптура Ангела, созданная в XVIII столетии, обязательно обретет своего Хранителя, для которого и станет также Хранителем, только другим – Небесным!
"Ангелы — реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, Ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, — говорит Слово Божие, — не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10)."
В резной старинной скульптуре можно встретить не только изображения Ангелов, но и фигуры Херувимов. Однако именно Ангелов принято изображать с двумя крыльями, с человеческой головой. При этом голова и лик Ангела символизируют человеческую душу, а крылья – скорость.
Изображение Ангелов в виде деревянных фигурок вовсе не случайно. Дело в том, в перечень возможностей Ангелов (согласно христианским сказаниям) входит возможность как быть невидимыми для физического восприятия, так и способность к материальному проявлению, причем проявлению в физическом человеческом теле.
Сила Ангелов даруется Богом и Он определяет для каждого из Ангелов присущие только ему способности и возможности. Считается также, что количество Ангелов гораздо больше числа людей, живущих на земле.
Скульптурные изображения Ангелов в виде полуфигур с головой ребенка и крыльями принято отождествлять с Ангелами Хранителями, которые имеются у каждого человека и приставляются к человеку при его рождении.
Любая сохранившаяся с дореволюционных времен, резная скульптура  - это прекрасный образец мастерства самобытных резчиков, черпавших свой талант не только в существовавших, перед ними, образцах, но и наблюдавших окружающий мир, старающихся перенести собственные переживания в свои бессмертные творения.
К сожалению, для многих музеев России время для создания крупных коллекций старинной религиозной деревянной скульптуры безнадежно упущено.
Однако отдельные, чудом уцелевшие, антикварные предметы, подобные представленному деревянному Ангелу, еще можно отыскать и создать из них достойную экспозицию, наглядно демонстрирующую мастерство народных резчиков, удивительный и впечатляющий пласт русской культуры!
Мы искренне хотим помочь Вам сделать вклад в создание такой коллекции древностей, ведь каждый такой резной скульптурный образец – редкость, раритет, второго такого уже не найти.
Деревянная резная скульптура Ангела станет украшением частного собрания, украсит домашний иконостас или может стать хорошим вложением в храм.