Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.   Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.
 
Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.   Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.
 
Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.   Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.
 
Редчайшая старинная икона «Святой  равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.  
 

Редчайшая старинная икона «Святой равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония, начало XX века.

AR7994

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

255000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Уникальная в своем роде, старинная икона с образом Святого Отца Николая «Японского» (в миру - Иван Дмитриевич Касаткин), написана на металле, в самом начале 20 века (предположительно 1906-1912 год). С большой долей вероятности можно предположить, что икона написана по индивидуальному заказу для команды одного из русских судов и являлась "корабельной святыней". Икона в первозданном виде, не подвергалась реставрации. Икона помещена в старинную оригинальную раму (стекло современное). В качестве бесплатного бонуса к этой иконе прилагаются 3 номера журнала "Русский Паломник" от 1912 года, в которых имеются статьи, посвященные Святому Николаю Японскому. Икона: металл, масло. Размер иконы:  27,5х22 см. Размер рамки: 33х26 см.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святого Николая Японского почитают как покровителя спортсменов, занимающихся восточными единоборствами. Николай Японский – покровитель самбо и дзюдо. Святитель Николай Японский - покровитель миссионеров, катехизаторов, церковного клира. Ему молятся о помощи в неверии и маловерии сродников и знакомых, о помощи в учебе, изучении языков, о вразумлении  и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты.



Перед нами – интереснейший артефакт, уникальное в своем роде и очень редкое изображение крайне незаурядной личности:  Николай Японский (в миру - Иван Дмитриевич Касаткин). Годы жизни: 1836 — 1912. Епископ Русской Церкви; миссионер, основатель Православной церкви в Японии.
По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет Николай изучал язык, культуру, религии и быт страны и обрел знания, даже по японским меркам, исключительно глубокие и обширные. Первые плоды апостольская деятельность Николая принесла к концу 1860-х гг. В 1869 была организована Миссия с центром в Токио. В 1878, несмотря на гонения, православная японская община насчитывала свыше 4 тыс. человек, а к концу жизни Николая — свыше 33 тыс. Когда разразилась Русско-Японская Война 1904-1905 года, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч. Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. Император Николай II наградил святителя орденом св. Александра Невского, а 24 марта 1906 года Святейший Синод возвел его в сан архиепископа Токийского и всея Японии. В Японии же он стал известен всей стране и почитаем многими как святой.
Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.
Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины, когда во время канонизации верующие хотели перенести святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.
В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли.
Как мы уже отметили выше, канонизирован Николай был уже после смерти, в 1970-м году, поэтому наш памятник является вдвойне уникальным: по сути, создан он был еще в жанре портрета священнослужителя («святого отца», как гласит надпись), но с течением времени просто из памятника, имеющего мемориальный характер, превратился в подлинный иконописный образ.
Сохранилось несколько прижизненных фотографий святителя, в разном возрасте, с которыми мы можем сравнить рассматриваемое изображение и которые позволяют нам утверждать, что на нем достаточно точно передано портретное сходство (в первую очередь, в лице). Святитель изображен в праздничном облачении, с посохом - как пастырь и духовный просветитель, за спиной которого – условный пейзаж с видом Японского моря, гор и храма.
Живопись энергичная, уверенная. Фигура свободно расположена в пространстве и вписана в окружающий пейзаж, сразу привлекает к себе внимание благословляющий жест руки. Все  пейзажные детали также написаны достаточно свободно и с некоторой маэстрией. Только в изображении лика письмо становится как будто более робким – похоже, что лик дописывался последним, возможно, копировался с образца, но даже при этом он остается остро выразительным, в изображении четко и недвусмысленно читается индивидуальная психологическая характеристика персонажа.
Манера исполнения – живописная. Материал основы и формат говорят о том, что,  скорее всего, в дальнейшем планировалось закрепление и монтаж этого изображения на дерево либо к стене.  В то же время, использование металлической основы было распространено в России в конце 19 – начале 20 веков и не является чем-то уникальным само по себе.  Поэтому невозможно однозначно ответить, было ли создано данное произведение в России или в Японии, по натурным впечатлениям от встреч со святителем или же только по фото.
Рассматриваемое произведение является крайне редким,  представляет большой коллекционный интерес, антикварный интерес, имеет музейное значение, культовое значение, является исторической и культурной ценностью.

Молитва святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.