Старинные кресты и распятия

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.


Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него – изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест – обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест – это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота – все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь.  Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком.  Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана – нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах  и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры  старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность  выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные  кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы – образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница – часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап – подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную  форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость  которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты – украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!