Крупная старинная икона Святой Николай Чудотворец. Россия, Русский Север XVIII век.


Частная коллекция
Артикул : ar7019
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Шикарная старинная деревянная икона «Святитель Николай Чудотворец с деисусом». Икона: дерево, левкас, темпера, золочение.  Размеры:  66,5х51,5х3 см. Россия, Русский Север, последняя треть  XVIII  века. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.

Святой Николай Чудотворец — один из наиболее чтимых святых христианского пантеона; так же его знают мусульмане и буддисты. Память святителя, епископа из Мир Ликийских, стоявшего еще у истоков утверждения христианской веры на Востоке, церковь почитает дважды в год: 19 декабря («Никола Зимний») и 22 мая («Никола Вешний», день перенесения мощей в собор города Бари).  На Руси Николу считали не просто «скоропомощником во всех бедах и нуждах человеческих», спасителем от гибели на водах, покровителем воинов, находящихся в неволе или плену, но и даже звали «крестьянским (или народным) Богом»; даже иногда причисляли в одному из лиц Святой Троицы; ему молились об урожае и об удачи на охоте; в каждом доме висел его образ, что даже отразилось в русском языке на уровне пословиц («На тебе полотенце — утрися, на тебе Николу — помолися»).  Поэтому неудивительно, что среди изображений всех святых христианского мира именно Николай Угодник имеет самую развитую иконографию. В целом же, иконописные подлинники велят его изображать так: «светолепный муж (или старец), облачен в святительские одежды с крестами, седой власами, с бородой, светлый лик».
В данном случае перед нами фронтальное плоскостное изображение святого в полный рост, в святительских одеждах, с характерным благословляющим жестом — интересно, что автор рассматриваемого изображения намеренно преувеличил пропорции фигуры, Святитель как будто на наших глазах вырастает «от земли до небес», причем наряду с увеличением роста мы продолжаем «зримо ощущать» бестелесность его преображенной плоти, и он возвышается над предстоящими подобно тому как фигура пастыря на Богослужении возвышается над толпой верующих в маленьком сельском храме.  Наряду с такой утратой прежней, еще заимствованной из греческих традиций классической антропоморфности изображения, возрастает его архитектурность — и столпообразная фигура святого, с узкими покатыми плечами, с почти полным отсутствием шеи, но при этом - со скульптурно вылепенной рельефной головой, рождает совершенно определенные ассоциации с деревянными одностолпными храмами и часовенками Русского Севера.
Подобные пропорции фигур, увеличение масштаба, поколенность изображения роднят его с настенной живописью, в  частности, с еще древнерусской традицией размещения одиночных изображений святых на столбах в основном объеме храма — так, чтобы у присутствующих на богослужении создавалось ощущение сопричастности к молению Небесной Церкви.
Стилистически наша икона всецело принадлежит народной традиции — об этом свидетельствует и общая монохромная колористическая гамма, и плоскостное письмо, при котором белильные орнаменты как будто пригвождают изображение к плоскости доски так, что мы не чувствуем под одеждами круглящихся телесных форм, но видим торжество Духа, поборовшего «грешную плоть», орнаменты скупы, линейный рисунок предельно лаконичен и контур уступает место широким плоскостям белого цвета, так же свидетельствующим об обожествлении и пронизанности Нетварным Светом; в изображении личного сохраняется традиционная технология послойной живописи, в то же время — рисунок разделки волос и манера наложения белильных светов несколько наивны, а самому Лику Святого сообщен некий сказочно — милующий характер, что встречается только в произведениях религиозной живописи, проникнутых и созданных живым религиозным чувством.
Икона написана  мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет  антикварный и коллекционный интерес.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...