Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Крупная старинная икона Святой Николай Чудотворец. Россия, Русский Север XVIII век.   Крупная старинная икона Святой Николай Чудотворец. Россия, Русский Север XVIII век.
 
Крупная старинная икона Святой Николай Чудотворец. Россия, Русский Север XVIII век.  
 

Крупная старинная икона Святой Николай Чудотворец. Россия, Русский Север XVIII век.

AR7019

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Шикарная старинная деревянная икона «Святитель Николай Чудотворец с деисусом». Икона: дерево, левкас, темпера, золочение.  Размеры:  66,5х51,5х3 см. Россия, Русский Север, последняя треть  XVIII  века. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.

Святой Николай Чудотворец — один из наиболее чтимых святых христианского пантеона; так же его знают мусульмане и буддисты. Память святителя, епископа из Мир Ликийских, стоявшего еще у истоков утверждения христианской веры на Востоке, церковь почитает дважды в год: 19 декабря («Никола Зимний») и 22 мая («Никола Вешний», день перенесения мощей в собор города Бари).  На Руси Николу считали не просто «скоропомощником во всех бедах и нуждах человеческих», спасителем от гибели на водах, покровителем воинов, находящихся в неволе или плену, но и даже звали «крестьянским (или народным) Богом»; даже иногда причисляли в одному из лиц Святой Троицы; ему молились об урожае и об удачи на охоте; в каждом доме висел его образ, что даже отразилось в русском языке на уровне пословиц («На тебе полотенце — утрися, на тебе Николу — помолися»).  Поэтому неудивительно, что среди изображений всех святых христианского мира именно Николай Угодник имеет самую развитую иконографию. В целом же, иконописные подлинники велят его изображать так: «светолепный муж (или старец), облачен в святительские одежды с крестами, седой власами, с бородой, светлый лик».
В данном случае перед нами фронтальное плоскостное изображение святого в полный рост, в святительских одеждах, с характерным благословляющим жестом — интересно, что автор рассматриваемого изображения намеренно преувеличил пропорции фигуры, Святитель как будто на наших глазах вырастает «от земли до небес», причем наряду с увеличением роста мы продолжаем «зримо ощущать» бестелесность его преображенной плоти, и он возвышается над предстоящими подобно тому как фигура пастыря на Богослужении возвышается над толпой верующих в маленьком сельском храме.  Наряду с такой утратой прежней, еще заимствованной из греческих традиций классической антропоморфности изображения, возрастает его архитектурность — и столпообразная фигура святого, с узкими покатыми плечами, с почти полным отсутствием шеи, но при этом - со скульптурно вылепенной рельефной головой, рождает совершенно определенные ассоциации с деревянными одностолпными храмами и часовенками Русского Севера.
Подобные пропорции фигур, увеличение масштаба, поколенность изображения роднят его с настенной живописью, в  частности, с еще древнерусской традицией размещения одиночных изображений святых на столбах в основном объеме храма — так, чтобы у присутствующих на богослужении создавалось ощущение сопричастности к молению Небесной Церкви.
Стилистически наша икона всецело принадлежит народной традиции — об этом свидетельствует и общая монохромная колористическая гамма, и плоскостное письмо, при котором белильные орнаменты как будто пригвождают изображение к плоскости доски так, что мы не чувствуем под одеждами круглящихся телесных форм, но видим торжество Духа, поборовшего «грешную плоть», орнаменты скупы, линейный рисунок предельно лаконичен и контур уступает место широким плоскостям белого цвета, так же свидетельствующим об обожествлении и пронизанности Нетварным Светом; в изображении личного сохраняется традиционная технология послойной живописи, в то же время — рисунок разделки волос и манера наложения белильных светов несколько наивны, а самому Лику Святого сообщен некий сказочно — милующий характер, что встречается только в произведениях религиозной живописи, проникнутых и созданных живым религиозным чувством.
Икона написана  мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет  антикварный и коллекционный интерес.