Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва

Старопименовский пер.18
БЦ "Берта Хаус" офис 3

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг   Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг
 
Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг   Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг
 
Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг   Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг
 

Старинная икона Святая Прасковья Пятница «бабья заступница». Русский Север, Северная Двина 1680-1710 гг

AR8413

Статус: зарезервирован

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона Святой Параскевы Пятницы, написанна около 300 лет назад где то на берегах Северной Двины. Очень яркий, по туземному самобытный, харизматичный образ «бабьей заступницы», выполнен в настолько теплых тонах, что по мне так зимой можно камин не растапливать и согреваться энергией исходящей от этой древней иконы. Светлыми летними вечерами и нескончаемо тянущимися зимами, когда на дворе стояла стужа и свирепел ветер, в избах сидели крестьяне за росписью образов и прялок, коробов и дуг. Однажды именно таким летним или теплым осенним вечером в одной из крестьянских изб и был рожден этот святой образ. Северный житель, разделывал ли он лесистую пустошь под пашню, пас ли скот на лугах, плотничал или пускался в путь, — во всех случаях жизни имел своих особых божественных покровителей. У земледельцев почитался Егорей, у скотников и коневодов — Власий, Флор и Лавр, а у невест и прях — Святая Параскева Пятница. Остановитесь на минуту, вглядитесь повнимательнее вся эта икона «северных писем» проникнута той народной религиозностью, которая обнаруживает малую осведомленность в сложных мудрствованиях богословской науки, но зато представляет выход чисто человеческому добросердечию, теплоте и трогательной наивности. Икона в прекрасном коллекционном состоянии, произведена деликатная расчистка от потемневшей многовековой олифы, без вмешательств в авторскую живопись. Размер иконы: 26,3х21х2,6 см.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

К святой Параскеве Пятнице обращаются за помощью в исцелении недугов – телесных и душевных, особенно при зубной боли и лихорадке, она по молитвам избавляет от сатанинского наваждения. Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Святая Параскева Пятница помогает в молитве о сохранении домашних животных, и вообще своего деревенского и сельского хозяйства. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся об избавлении скота от падежа. Также святой Параскеве Пятнице молятся о семейном благополучии и счастье. Девушки на выданье обращаются к ней с молитвой о скором и удачном замужестве, а затем – о заступничестве в браке. Поскольку по субботам торговля в старину была запрещена, то в пятницу все миряне покупали то, что было потребно заранее. Потому ее полагали еще покровительницей торгового дела, так появились «Пятницкие ярмарки». В деревнях до сих пор ставят икону Святой Параскевы Пятницы при колодцах, источниках, ключах, поскольку она считается покровительницей воды. До XX века икона Святой Параскевы Пятницы ставилась в каждом православном доме. Если к иконам Богородицы могут равно обращаться и женщины, и мужчины, то икона Параскевы Пятницы – истинно женская икона, с которой издревле связаны все самые потаенные сердечные женские и девичьи чаяния: о женском здоровье, счастливом замужестве (о счастливом браке по взаимной и крепкой любви), о зачатии ребенка, о благополучной беременности, о здоровье детей, о помощи в домашних рукоделиях и делах.
Кроме того, мученице Параскеве молятся об исцелении от недугов (и детей и взрослых), о прекращении лихорадки, зубной и головной боли, а еще ей совершали молитву, дабы оградить себя, дом и всю семью от дьявольского наваждения, порчи, сглаза. День памяти святой мученице Параскеве Пятнице отмечается 28 октября по новому стилю летоисчисления.



Святая Параскева не зря именуется в народе «бабьей заступницей», «бабьей святой» - спокон веку ей поклоняются и молятся женщины, обращаясь к любимой Небесной Покровительнице со всяким делом, проблемой, мечтой.
Дела сердечные, дела домашние, здоровье и вообще – любая задача из повседневной женской жизни были я останутся навечно в ореоле помогающей силы святой Параскевы, именуемой Пятницей, и в этой многозадачности, в удивительной способности своевременно приходить на выручку, действовать незамедлительно, по ситуации, и есть та необычайная притягательность образа Небожительницы, столь популярной в православной среде дореволюционной России, да и сейчас, в наше время!
Конечно, времена меняются, и жизнь три века назад коренным образом отличалась от той обстановки, в которой мы существуем сегодня, но если приглядеться внимательнее, окажется, что актуальность культа святой Параскевы ничуть не утрачивает своего глубинного смысла, ведь счастье любой женщины заключается в том, чтобы быть здоровой, чтобы испытать искреннюю любовь и реализовать ее в счастливом браке с любимым и любящим, тебя, человеком, в многочисленных и здоровых детках, и при этом быть долгие годы красивой, любимой, нужной.
А гармония в браке будет, благодаря покровительству святой Парасковьи, обеспечиваться умением женщины вести обширное домашнее хозяйство, все уметь, везде поспевать, что называется, «вертеться веретеном», но при этом испытывать великое счастье быть женой, матерью, настоящей хозяйкой в большой дружной растущей православной семье.
В семантике понимания сути культа святой Параскевы лежит принцип всестороннего женского счастья, но не в русле эгоистических соображений, а в идеальном представлении о месте женщины в домашнем социуме, когда дом, во всех отношениях - это полная чаша, а женщина в семье есть главный стержень, вокруг которого вращаются колеса этого сложного механизма, когда она является в нем центральным и гармонизирующим ядром, настоящей женой и матерью, хозяйкой, рукодельницей.
Именно поэтому и в прошлые века и сегодня икону святой Параскевы покупают для себя или в качестве подарка, и чем раньше эта икона окажется у представительницы женского прекрасного пола, тем лучше, ведь уже с малых лет святой образ может помогать по молитве в любых вопросах, будет всегда рядом, а значит, можно будет рассчитывать на скорую защиту и действенную подмогу.
Когда речь идет о старинных иконах святой Параскевы, всегда приходится удивляться тому, с какой искренней любовью иконописцы прошлого исполняли этот образ, но при этом иконы разных времен и регионов, безусловно, отличаются друг от друга по стилистике, художественному и колористическому решению.
Однако сейчас мы рады представить Вашему вниманию совершенно уникальное произведение, вышедшее из самобытной мастерской Русского Севера более трех сотен лет назад!
Русский Север – территория старообрядчества, край, отдаленный от больших городов и дорог, где в суровой глуши жили люди, уповающие на Божью силу и на силу и умение своих рук.
Взрощенные в каждодневном труде, в противостоянии и в то же время в полной гармонии с природой, они свято верили в своих богов, в святых, помогающих преодолевать им любые сложности, превратности судьбы. Но в то же самое время жизнь этих людей, всецело поглощенных нехитрым трудом и заботами, проходила не просто гармонично, но до удивительного красиво.
В небольших деревушках, затерянных в заповедных лесах, расположившихся на берегах Северной Двины, дружно жили великие люди, объединенные великой верой. Они рубили из векового леса дома, что стоят еще и по сей день. Это были не рядовые пресловутые «пятистенки», а двухэтажные избы, где на первом этаже размещались обширные хозяйственные службы, а на втором – жилые помещения, со стенами из бревен «в два обхвата», по-настоящему надежные сооружения, в которых жили, что называется, душа в душу, большими семьями, и стар и млад.
Но при всей своей повседневной хозяйственной занятости, житель Русского Севера никогда не хотел жить затворником, чуждым красоты, и каждый мужчина здесь, каждая хозяйка – рукодельники, черпающие вдохновение у самой природы.
Причудливая резьба и роспись украшает казалось бы, самые обычные бытовые вещи, предметы интерьера: прялки, корыта, ложки, солонички, коромысла, рубели, донца, ступы, шкафы, двери и дверцы, балясины, охлупни, ставни… Женское рукоделие не уступает мужскому по своей талантливости, где-то простая, где-то изыскано сложная она видна в любом изделии, вышедшем из умелых рук хозяек северных домов…
На хозяйке дома – особая ответственность, она отвечает за все, пока хозяина нет, на ней и дети, и готовка, и рукоделие, и животина с огородом…
Духовное в жизни коренного жителя Русского Севера всегда было на переднем плане. Казалось бы – зачем тратить время на молитвы, не лучше ли всецело предаться труду, каждодневной битве за выживание? Но в каждой деревне – рубленная церквуха, или часовенка, на перекрестках дорог – сработанные из добротных бревен поклонные старообрядческие кресты или столбы, здесь все пропитано искренней верой, хранимой веками в сердцах людей, привыкших во всем полагаться и на Божью волю и на свои силы!
Как знать, может быть мастер, создавший эту икону, в основное время был обычным крестьянином, который день за днем отвоевывал у леса пахотную землю, который сеял и жал, косил сено, пас скот, но который не забывал при этом и о том, чтобы оставит после себя что-то красивое, вечное, памятное? У него не было возможности купить настоящую икону, но он сам сумел реализовать свой природный талант, с Божьей помощью, преобразовав его в самый высочайший творческий продукт – в икону, в святой образ, на который можно было молиться, и на который молились многие и многие поколения, хранившие намоленную икону, когда даже самое имя мастера было давно утрачено…
Только подумайте – икона ведь это не просто рисунок, это окно в Небо, в Горний Мир, и если бы мастер не вдохнул божественную энергию в свое произведение, чуда бы не случилось, не стали бы люди триста лет молиться на икону, от которой нет проку, которая не стала этим окном, невидимой связью между верующим и святым!
Но икона поражает с первого взгляда, цепляет душу, бередит ее внезапным волнением – вот это настоящий одухотворенный образ! - и необходимое предисловие лишь подчеркивает всю самобытную искреннюю красоту и мощь эстетической энергетики представленной, Вашему вниманию, древней живописной иконы, ведь она и создавалась руками тех, кто вырос на Русском Севере, кто с молоком матери впитал образы родной природы и образы святых, особо чтимых здесь, на границе цивилизации.
У иконописца Русского Севера не было особых «разносолов» в выборе красок, их он черпал здесь же, в природе, не имел он и высоких иконописных образцов перед глазами, но все, что у него получалось, шло искренне, от сердца и именно в таких иконах видишь, что кисть изографа ведет не только его природный талант и опыт, но и Рука Господа, подлинное вдохновение, идущее с Небес!
В охряной гамме – тепло домашнего очага, яркость короткого и жаркого лета, отсветы солнца на шершавых стволах стройного соснового леса… Необыкновенной добротой и уютом веет от образа, каким-то душевным и абсолютно искренним теплом, спокойствием. Без суеты, без спешки, без надрыва: взгляд святой Параскевы полон тысячелетней мудрости, где нет места суетному, мимолетному, но в то же время найдется отклик на любое житейское обращение, где ни одна, пусть даже самая мимолетная молитвенная просьба не обойдется без отклика.
Интересно отметить, что тогда, триста лет назад, было принято не только дома молиться на иконы, но и ходить с ними в местную церковь, чтобы и там «намаливать» исключительно свою, домашнюю икону, но ведь в этом нужно видеть не обычный человеческий эгоизм, а особенное трепетное отношение к иконе, как к живому организму, более того – это было почитание ее как полноценного, самого важного члена семьи!
В приемах письма видны характерные приметы места и времени, в которое была написана эта древняя икона. Два ковчега на доске, лаконичные и графичные художественные решения, плоское, схематичное письмо, четко акцентированная контрастная проработка деталей – все это столь отлично читаемые признаки Северных писем. Такие памятники сегодня – произведения, особо разыскиваемые собирателями икон Русского Севера, уже понявшими, что именно в этих незатейливых народных образах таится особый дух православной старообрядческой России, которого не увидишь, не почувствуешь порой и в самых искусных работах иконописцев позднего времени!
Народная икона Русского Севера, туземная икона – это сегодня тот самый востребованный тренд на антикварном рынке, который стрелкой компаса указывает увлеченным собирателям уникальных религиозных произведений направление движения в их деятельности, именно поэтому таких самобытных и абсолютно талантливых работ сегодня на антикварном рынке практически и нет: все «слизывают» коллекционеры задолго до того, как что-то  успевает просочиться в свободную продажу.
Если и Вы неравнодушны к старинным иконам Русского Севера, если и Вас с первого взгляда «включает» представленная икона святой мученицы Параскевы Пятницы, если икона нравится с первого взгляда, если налаживается душевный контакт, значит, откладывать покупку не стоит, ведь, как мы уже сказали, именно такие иконы сегодня находятся в фокусе профессиональных приобретателей древностей…
Образ святой Параскевы, девушки, жившей в третьем веке в Иконии, рожденной в богатой благочестивой семье и пострадавшей в эпоху гонений на христиан за свое непоколебимое желание прославлять Христову веру и проповедовать ее среди людей, обращая язычников в последователей Спасителя, тесно переплелся на Руси с почитанием языческой богини по имени Мокошь.
По сути, культ Параскевы полностью вобрал в себя тот молитвенный функционал, который раньше приписывался Мокоши. Наверное, такое почитание святой Параскевы в проекции на более древние верования, придавали этой покровительнице женского счастья особую силу. В перечисленных выше задачах помощи верующим Параскева Пятница стала полной восприемницей и гармонично вписалась в новый пантеон святых образов, принесенных на Русь с приходом христианства.
Давайте еще раз перечислим те случаи, когда необходимо молиться святой мученице Параскеве, именуемой Пятницей, зная, что помощь обязательно придет.

Молитва перед иконой Святой мученицы Параскевы Пятницы.
О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.