Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:

 

 

 

 
 

Коллекция икон Сурова М.В.

Страницы: 1 | 2
Страницы: 1 | 2

 

Старинные иконы из собрания-коллекции Михаила Сурова.

Для любого собирателя старины, интересующегося иконами, имя Михаила Васильевича Сурова стоит особняком: этот талантливый  и упорный человек не просто знаком всем, как истый коллекционер, но и как великий патриот, желающий сохранить для будущих поколений культурное наследие, крупицы которого он столь скрупулезно и бережно отыскивал на обширных территориях Русского Севера.

Михаил Суров – человек удивительной судьбы, одаренный своим собственным стержнем, в основе которого укрепилась любовь к истории своей земли, своего народа. Благодаря этой природной тяге он стал не просто собирателем, но и знатоком древностей, будь то старинная глиняная посуда или амбарные замки. Но была в нем и еще одна черта, которая особенно импонирует людям неординарным, размышляющим: Михаил Васильевич на все имел свою собственную точку зрения, он всегда открыто выражал свое видение, выдвигал смелые версии по многим историческим фактам, при этом не особо считаясь с бытующей в научных кругах официальной версией.
Среди множества направлений в собирательстве, которые ему удалось в полной мере освоить, старинные иконы занимали все же особое место, ведь икона это не предмет быта, а предмет души. В иконе, как в зеркале, отразились и культура и помыслы и мечты народа, именно это ценил Михаил Васильевич, отдавая всего себя делу сохранения культурного наследия Вологодчины – края, где он родился и вырос, где зародилась его страсть к собирательству.
Но иконы ведь тоже бывают разные. Кто-то ценит работы известных иконописных центров, таких, как Палех, Ветка, Мстёра, а вот душа Михаила Васильевича, наверное, раньше других, оценила по достоинству совершенно другую икону, вышедшую из народной среды, созданную руками народа, а потому самобытную, часто – простую, незамысловатую, как сказали бы некоторые служители науки – «примитивную».
Народная икона – термин этот, возможно, и не был внедрен в словесный обиход деятелей науки и коллекционирования именно Суровым, но с его легкой руки он выпестовался, укоренился и стал очень часто использоваться всеми, полностью прижился!
Михаил Васильевич Суров успел издать на свои собственные средства всего несколько малотиражных книг, но тот, к кому по счастью попадала хотя бы одна книга, уже не мог остановиться в чтении, а точнее сказать, в поглощении, во впитывании того великолепного текстового и изобразительного материала, который предлагал читателю автор, а потому неминуемо стремился купить и прочитать все книги Сурова, напоенные его любовью к родной старине, вышедшей из народной среды Вологодчины и окрестных мест.
Для тех коллекционеров, кто также, как и Михаил Васильевич, проникся собирательством народной иконы, кто оценил его труд, его порыв в собирательстве именно простых и самобытных икон, настоящим подарком, бесценным самоучителем и точным задающим тон вектором, отправным импульсом в увлечении стала книга «Народная икона Вологодчины из собрания Михаила Сурова», вышедшая в свет еще в 2011 году в Вологде.
Книга и сегодня выглядит удивительным откровением, тщательным и смелым исследованием, объясняет в популярной и точной манере то, что же такое народная икона, откуда она возникла, как существовала, совершенствовалась, трансформировалась, бытовала, наконец, выживала…
На более чем двухстах страницах, напоенных искрометными текстами и многочисленными качественными иллюстрациями развернулось удивительное действо, имя которому – народная икона Вологодчины, иконы, которая до глубины души волновала автора и которая непременно волнует читателя, заражает его желанием приобщиться к наивному искусству прошлых веков, побуждает к действию, к осмыслению увиденного и прочитанного!
Почему такой человек, как Михаил Васильевич Суров, который, логически рассуждая, должен был бы в развитии своей собирательской карьеры стремиться к более изощренным и почитаемым коллекционерами, образцам, вдруг «поворачивает вспять», идет к корням, к истокам, «опускается» до «примитивной» иконы, более того, возводит ее в некую степень культурной значимости?
Ответ на этот вопрос кроется, на наш взгляд, в предисловии к этой книге. Автор указывает на то, что наука методически избегала темы народной иконы, полагая, что это ее недостойно: «…искусствоведы-государственники предвзято относились к «нешедевральной» провинциальной иконописи, оставляя ее без научного внимания, изучения и собирательства. А порой в своих докладах они открыто презирали «деревенскую живопись» и «монастырское письмо»»!
И в такой обстановке Михаил Васильевич, будучи человеком творческим и неординарным, имеющим свой собственный взгляд на происходящее, смело пошел вперед своим путем. Он раньше и глубже других понял и осознал, что народная икона это отдельный объемный и совсем мало изученный культурный пласт, который не просто необходимо исследовать самым тщательным образом, но и донести до людей тщательно умалчиваемую мысль о том, что именно народ породил и создал величайшее явление в культуре (в том числе и религиозной), именуемое «народной иконой»!
С такой правильной и своевременной установкой, несколько опережающей общенаучные тенденции, Сурову и его сподвижникам удалось обнаружить и спасти многие и многие художественные памятники, которые впоследствии были бережно законсервированы и реставрированы силами созданного самим коллекционером, частного музея.
Все в том же предисловии Михаил Васильевич указывает и конкретные цифры спасенных икон – 1742, и количество поисковых экспедиций, организованных им, во многих из которых он принимал личное участие.
Читая книгу, рассматривая иллюстрации, приходишь к четкому пониманию того, что благодаря Михаилу Васильевичу Россия сумела не просто сберечь бесценные народные иконы, но и самоидентифицироваться, понять, что корни русской иконы простираются далеко за пределы известных иконописных центров, что мельчайшие но многочисленные капилляры этой обширной культурной системы лежали в каждом селе, во многих крестьянских домах, где неравнодушные и талантливые люди творили произведения, достойные лучших музейных и коллекционных собраний, именно они питали эту систему, органично дополняли ее!
В книге «Народная икона Вологодчины» приведены фотографии сотен народных икон, каждая из которых может стать отдельным предметом для подробного исследования. Похожие по стилистике или иконографии иконы собраны автором в тематические подборки, метким языком Суров дает характеристики иконам, рассуждает об их авторах.
Рассматривая фотографии и читая тексты, невольно задаешься вопросом о том, сколь вероятно утверждение автора о Вологодском происхождении того или иного образа. Очевидно тут только одно: все эти иконы бытовали на территории Вологодского края, где и были обнаружены Михаилом Суровым, откуда они и поступили в его частную коллекцию.
После трагической смерти автора наступило некоторое затишье, в том числе и информационное. Например, совершенно не понятно, что происходит с музеем Сурова, который заявлен в некоторых интернет-справочниках, путеводителях по Вологде, но по сути нет никаких данных о времени его работы и вообще о том, действует ли он в настоящее время.
Совершенно случайно нам удалось обнаружить сначала на одной, а затем и на других интернет-площадках, торгующих антиквариатом, несколько икон… из книги «Народная икона Вологодчины» и мы поспешили с радостью их приобрести.
В общей сложности 14 икон, описанных в книге, оказались в полном нашем распоряжении. Мы не будем вдаваться в такие подробности, как состояние икон, наличие реставраций и поновлений, оценивать их художественную ценность, для нас было важно другое: в наших руках оказались иконы из знаменитой Суровской коллекции, иконы с «железным» провенансом, с удивительным подтверждающим их происхождение, документом – книгой «Народная икона Вологодчины», где имеются их фотографии!
Подробно исследуя сеть, мы нашли еще несколько икон, отображенных Суровым в своей книге. Это значит только одно: коллекция потихоньку расползается. В масштабах страны даже вся Суровская коллекция – капля в море, тем более ценно наше приобретение, которым мы готовы с вами поделиться.
Для настоящего коллекционера история иконы, ее подтвержденная принадлежность к какой-либо знаменитой коллекции есть один из посылов к ее приобретению, ведь перед вами сейчас фотографии нескольких икон, которые нам удалось купить, исходя именно из этого посыла.
Получить икону из коллекции Сурова оказалось достаточно просто, хотя для этого надо было обладать недюжинной зрительной памятью, огромным желанием эти иконы найти.
Для нас, как и для великого собирателя старины, Михаила Васильевича Сурова, чрезвычайно важно, чтобы иконы эти не исчезли, а стали достоянием истинных собирателей икон, тех, кто зачитывался книгами Сурова, тех, кто понимает и ценит народную икону, тех, кто верит, что в самом скором будущем народная икона станет цениться на уровне образов, написанных в признанных иконописных центрах.
Создав специальный раздел, мы сформировали уникальную фотогалерею и сделали оригинальное полное описание каждой иконы, ведь они этого достойны. Ссылки на книгу позволяют быстро найти фотографию иконы в книге, а к каждой иконе мы в подарок прилагаем и сам источник информации – замечательное издание «Народная икона Вологодчины».
Сегодня каждый из вас может приобрести для своего дома или своего собрания религиозной живописи не просто народные иконы, а иконы с историей, при этом мы сделали так, чтобы стоимость икон не была обременительной и даже начинающий коллекционер вполне может сегодня привнести в свою коллекцию драгоценную жемчужину!
Мы верим, что немногочисленные иконы, некогда собранные великим подвижником, коллекционером и человеком большой души, Михаилом Васильевичем Суровым, обретут новых благодарных хозяев, согревая их дом своим теплом, светом, радостью.
И мы с радостью и верой в лучшее будущее говорим: в добрый путь, народная икона Вологодчины, в добрый народный путь!