Печатная старинная икона Святой Константин и Святая Елена "икона помогающая в бизнесе". Россия, конец XIX века.
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная печатная икона Святые равноапостольные Елена и Константин. Дерево, типографская печать. Размер: 26,5х21,6х2 см. Хорошее коллекционное состояние, без вмешательств и реставрации. Святой равноапостольный царь Константин – римский император, благодаря которому христианство стало господствующей религией в государстве. Святая равноапостольная Елена – мать императора Константина I. За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной.
Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Святая равноапостольная царица Елена обычно изображается на иконах с ее сыном, равноапостольным царем Константином Великим, и гораздо реже – одна. Все известные молитвы обращены к обоим святым, и к их помощи прибегают люди при сложностях в материальном благополучии, а также те, кто работают в сфере бизнеса, политики или на руководящих должностях. К образу самой равноапостольной царицы Елены можно обращаться и с просьбой об исцелении, поскольку сами святые мощи ее, находящиеся ныне в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, обладают чудотворными свойствами. Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог...») одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей. 14/27 сентября Святая Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Как избирает Господь себе земных сослужителей, человеку понять не дано – пути Его неисповедимы. Но это всегда – испытание души на смирение, помыслов – на чистоту, действий – на праведность. Такая же трудная, полная лишений и искушений судьба выпала на долю царицы Елены, матери царя Константина, и на долю ее сына.
Говорят, Елена была дочерью содержателя гостиницы, но за красоту и незаурядные душевные качества император Констанций Хлор, еще будучи военачальником, избрал ее себе в супруги. В том благочестивом браке – Констанций и Елена, не будучи христианами, были знакомы с христианством и, насколько возможно, покровительствовали ему и в душе возлагали упование на Единого Бога – в 274 году родился их сын Константин.
Однако то была пора жесточайших гонений на христиан. Лактанций («О смерти гонителей» гл. XV и XVI) сообщает: «Если бы я имел сотню уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить всех мучений, какие переносили христиане… железо притуплялось и ломалось; убийцы утомлялись и работали посменно, по очереди…»
Политические интересы огромной Римской империи изменили жизнь семьи: император Диоклетиан разделил империю, отдав Констанцию Хлору Галлию и Британию, оставшись правителем восточной провинции и старшим императором. А чтобы и супруга была равной по происхождению будущему императору области, Констанцию предложили новую спутницу жизни из царского рода – падчерицу императора Максимиана Феодору. Отказаться от власти Констанцию было не по силам. Он оставил Елену, которой пришлось удалиться в уединение, продлившееся долгих пятнадцать лет. Внезапно, после счастливой жизни с любимым супругом и сыном, она оказалась совершенно одна. У нее отняли и одиннадцатилетнего Константина, отправив его на восток в Никомидию ко двору Диоклетиана – так император обеспечил верность себе Констанция Хлора. Такое испытание могло разбить сердце любой женщины и уничтожить всякую, но не Елену, которая с молодости тяготела к христианству. Лишения и одиночество дали ей, очевидно, время к размышлениям и ее, обездоленную людьми, привели к полному принятию Христа и Его учения.
Сын же будущей царицы Елены рос при дворе старшего императора, наблюдая развращенные языческие нравы. Но воспитанный в других, совершенно противоположных нравственных качествах, «Константин сохранил в душе своей залог добра, посеянного в детстве, сохранил чистоту, невинность сердца и уважение к закону Божию, хотя и вращался в нравственно испорченной среде», – так читаем в издании «Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена»1. Контраст языческого образа жизни с духовными ценностями, заповеданными Христом, которые были ему известны с ранних лет, еще более укрепил его в следовании христианскому вероучению.
Жизнь мальчика, затем юноши при дворе Диоклетиана была нелегкой – даже опасной: его не любили за уклонение от языческих развлечений придворной жизни, за незаурядный ум и, как пишут историки, «духовную благоустроенность в сочетании со скромностью» – наглядное обличение других обитателей двора. Еще одним поводом для черной зависти служила его великолепная внешность: он обладал прекрасной осанкой и недюжинной физической силой, что привлекало к нему внимание народа и вызывало уважение войска. За все эти качества Константин получил свое прозвание Великий. Цезарь Галерий, видя в молодом Константине преемника Констанция, организовал заговор с целью убить его, но Всевышний не допустил свершения злодейства.
Много событий происходило в Римской империи в пору ее упадка, она раздробилась уже на шесть областей, правители которых враждовали и воевали, так же неистово гнали христиан. А в области, где правил Константин Великий, царили мир и покой. Константин ценил христиан как верных и добрых подданных, понимал, что христианство – великая сила, способная духовно преобразить мир к лучшему, но сам был пока не готов напрочь отказаться от языческой традиции.
Бог всегда находит, как открыть путь человеку, избранному Им. Так случилось и с Константином. В 311 году в Риме воцарился император Максенций. Своим деспотичным и развращенным нравом он возмущал всех – и сенаторов, и народ. Италийская часть империи страдала от его ига, и, видя то, в 312 году император Константин предпринял военный поход против Максенция. Но, как пишут исследователи, он не был до конца уверен в победном исходе: войско Максенция было многочисленней, он совершил большие жертвоприношения языческим богам вплоть до человеческих, да и Рим, которого Константин никогда не видел, казался, наверное, ему чем-то огромным и мощным.
Тогда он, стоя при войске, начал просить Единого Бога о подании мужества, совете и помощи, и свершилось чудо – его современник Евсевий пишет о том со слов царя: «Однажды после полудня, – рассказывал царь, – когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: "СИМ ПОБЕЖДАЙ"».
Для любого язычника крест – символ позорнейшей из казней. Константин и все войско пришли в ужас. А в ту же ночь Константину приснился сон, в котором ему явился Христос и велел сделать знамя с крестом, по подобию виденного на небе императором и войском. Утром Константин призвал мастеров и повелел им создать богато украшенную золотом и драгоценными камнями хоругвь с изображением креста, а всем воинам – поместить такое же изображение на их щиты и шлемы.
С того дня он твердо решил следовать Христову вероучению. Призвав к себе христианских священников, Константин спросил их, как следует понимать данное ему знамение. И те рассказали ему о троичности Единого Бога, о воплощении Его во Христе, о распятии и Воскресении. Константин понял, что крест, данный Ему в видении, – Христов Крест, он послужит ему и войску вдохновением и защитой.
Надо ли говорить, что Максенций был разбит и погиб в реке Тибр, Константин вступил в Рим под ликование горожан, а когда те воздвигли в его честь памятник, Константин Великий велел копье, вложенное в руку императора-победителя, изобразить в виде креста и, по свидетельству того же Евсевия, начертать: «Сим спасительным знамением я освободил ваш город от ига тирана и возвратил римскому народу и сенату прежний блеск и славу!»
Первыми указами своими он дал возможность христианам совершать свои богослужения, а тем, кто оставался в языческой вере, – беспрепятственно следовать их традиции. Он отменил все развлечения, связанные с насилием и кровопролитием, запретил казнь на кресте, установил день Воскресения общим днем отдыха и сделал многое полезное и для христиан, и для всего римского народа.
Он вернул христианскому сообществу все отнятые до того храмы и усыпальницы, освободил священнослужителей от податей и даже передал им несколько базилик, которые были пригодны для богослужений и сборов пастырей. На его шлеме была начертана монограмма «Христос» в виде двух букв Х и Р, где первая покрывала вторую, а воинам дал молитву, которую они должны были читать в воскресные дни, направляя свой дух к Господу.
Со временем к западной области, где правил Константин, прибавилась и восточная, до того управляемая Ликинием, который с виду сохранял с Константином дружеские отношения. Хитростью и мечом он извел всех других правителей на востоке, его ненависть к христианству была безмерной, но он не выказывал ее открыто, опасаясь своего могущественного соседа. В 323 году Ликиний решил, что достаточно скрывать свои истинные чувства и замыслы и пора вступить с Константином в открытую вражду. Однако чувствуя, что отвагу противника, помимо мужества человеческого, поддерживают иные, высокие силы, он велел своим воинам не смотреть на крестоносную хоругвь Константина: «…ибо она страшна своей силой и враждебна нам».
После тяжких сражений Ликиний потерпел поражение, ибо победоносными становятся те, на чьей стороне Господь. Теперь Константин стал императором всей Римской империи. Он стал и во главе империи, и во главе христианского общества, установив на востоке те же порядки, что были устроены им и на западе. Однако в Риме, который оставался по большей степени языческим, его чтили, памятуя освобождение от ига Максенция, но не слишком любили. Потому новую столицу он устроил в небольшом древнем городке Византии.
Константин расширил границы города, начал там новое строительство великолепных зданий. В новых церквах не хватало богослужебных книг, и император отправил посланников к епископу Кесарийскому Евсевию с просьбой доставить ему 50 экземпляров переписанных пергаментных свитков, которые затем содержались в богато украшенных переплетах – великолепно украшенные богослужебные книги нашего времени сохранили древние традиции первых веков христианства. Новую столицу назвали Константинополь.
Но, воцарившись, Константин не мог забыть, Кому он был обязан своим новым духовным рождением. Его волновала участь Креста Господня, на то время утраченного где-то в палестинских землях. И в 325 году, когда войны окончились и начался расцвет христианства, он вернул из изгнания свою мать Елену, возложил на нее царскую корону августы с правом печатания собственной монеты. Он доверил ей полное распоряжение царской казной и обратился к богомудрой старице-царице – а было ей на то время около 80 лет – с просьбой пойти в Иерусалим и разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По свидетельству Евсевия, «старица с юношескою быстротою» отправилась в Иерусалим.
Скромно одетая, раздававшая щедрые пожертвования царица, своей верою, устремлением, сердечностью и добротою производила большое впечатление не только на христиан, но и на тех, кто еще не стал на этот спасительный путь.
А в Палестине все описанные в Евангелии места земной жизни Господа были опустошены и осквернены язычниками. И блаженная Елена, по промыслу Божию, разыскав все места в Палестине, отмеченные вехами земного пути Христа, принялась расчищать их, воздвигая над ними храмы и часовни, – над Вифлеемской пещерой, где родился Господь, на горе Елеонской, где свершилось чудо Вознесения, в Гефсимании, где Он молился в ночь перед взятием под стражу, а потом было Успение Богородицы, в Хевроне у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму.
Важнейшей же оставалась цель нахождения Древа Господня, и августейшая старица приложила все силы, чтобы разыскать его. Она долго вела опросы, пока некий еврей уже преклонных лет по имени Иуда не указал ей это место – под языческим капищем Венеры. Капище было разрушено, святитель Макарий Иерусалимский совершил молитву, и начались расчистки возвышенности. И тут из-под земли поднялось благоухание – место было указано верно. Однако под капищем было погребено три креста. Какой из них Господень? По промыслу Божию в тот момент мимо возвышения несли усопшего на погребение. Процессию остановили и стали возлагать кресты одним за другим над телом. И после возложения того, что был Крестом Христовым, мертвый восстал, к великой радости всех. Блаженная Елена облобызала Крест, а святитель Макарий, чтобы все многочисленные присутствующие могли видеть обретенную святыню, поднял его, сотворив Воздвижение Креста Господня.
Оттого в церковном богослужении и в день святых равноапостольных царицы Елены и царя Константина по сей день читают тропарь Честного и Животворящего Креста Господня: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Свершилось это в 326 году, в память о том чудесном событии Православная Церковь празднует Крестовоздвижение ежегодно 27/14 сентября. Многие из язычников и иудеев приняли тогда Христову веру, среди них был и старец Иуда, указавший царице Елене место Голгофы. Святой Крест был затем положен в серебряный ковчег для поклонения и хранился во вскоре выстроенном на том месте храме.
Покидая Иерусалим, святая старица взяла с собой частицу Древа Господня, чтобы передать ее своему сыну, названному также еще при жизни равноапостольным. Через недолгое время, в 327 году, она скончалась. Святой Константин, получив от матери священный дар, решил также устроить подле пещеры Гроба Господня храм, который приводил в восхищение своим великолепием и современников Константина Великого, и тех, кто приезжает сегодня поклониться священным местам Палестины.
Но чаяния Константина о полном единстве христианского мира не оправдывались. Появились отдельные ереси – искажения веры, самой распространенной оказалась арианская ересь, которая, впрочем, была разбита сторонниками Константина на Никейском соборе, и 25 августа 325 года, в день 20-летия правления Константина, на заключительном заседании Собора был провозглашен Никейский Символ веры, единый для всей Вселенской Церкви, тот, что мы читаем на Божественной литургии.
В своей прощальной речи к отцам Собора, стремясь утвердить в них дух христианского единства, Святой Константин говорил: «Берегитесь горьких между вами споров. Пусть никто не имеет зависти к явившим особенную мудрость: достоинство каждого считайте общим достоянием всей Церкви. Высшие и превосходные, не смотрите высокомерно на низших: Богу одному ведомо, кто превосходнее. Совершенство редко где бывает, и надо иметь снисхождение к слабейшим братиям; мирное согласие дороже всего. Спасая неверующих, помните, что не всякого можно обратить ученым рассуждением, – поучения надобно сообразовывать с расположениями каждого, подобно врачам, применяющим разные лекарства к разным болезням». Как современно звучат его слова! Как мудро и применимо не только в духовной, но и мирской жизни для разрешения споров и даже их предупреждения!
Как ни странно, но уже совершенно признавший Христа и его вероучение Константин не был еще крещен по христианскому обычаю. Это исходило из сознания им своего недостоинства и желания приготовить себя к таинству, насколько это было бы возможно. После Пасхи 337 года в Константинополе он занемог, переехал в Елеонополь на лечение, которое не дало результатов. Тогда, предчувствуя кончину, Константин Великий много молился, а затем переехал в Никомидию, где призвал священников и просил их крестить его. Он скончался в день Пятидесятницы того же года.