Резные иконы и старинные образки, выполненные мастерами известных паломнических центров имперской России – Киева, Сергиева Посада, Соловецкого монастыря удивительны и неповторимы! При всей кажущейся изначальной схожести, массовости изготовления, миниатюрная деревянная пластика того же XIX века встречается сегодня очень редко и каждый предмет не похож на другой. Вы никогда не найдете даже две абсолютно идентичные резные иконы из дерева!Сегодня купить резные иконы стремятся многие, но дело в том, что из-за физических параметров таких предметов, из-за их хрупкости и уязвимости осталось не так много памятников и в этом Разделе мы знакомим Вас с уникальными произведениями, чудом уцелевшими до наших дней.В XIX веке резные иконы из дерева можно было купить достаточно дешево, паломникам предлагали выбрать памятный религиозный сувенир из большого ассортимента, причем у каждого паломнического центра были и свои особенности, свои обязательные сюжеты.Деревянная резная икона Киева – это образы основателей Киево-Печерской Лавры, преподобных Антония и Феодосия Печерских, миниатюрные изображения Иоанна Многострадального, святой Варвары (мощи которой находились в Лавре).В Соловецкой обители изготавливали миниатюрные старинные иконки образки, в которых изображался резной крест с символами Страстей Господних.Великолепны резные иконы ручной работы из Сергиева Посада, где целые семейные династии занимались изготовлением резных деревянных икон, складней и образков. Тут, безусловно, главенствовали сюжеты, связанные с образом преподобного Сергия Радонежского, популярна была и резная икона Божьей Матери Черниговской.
Но во всех центрах, где кустари или сами монахи резали деревянные иконы, можно было купить икону и на потребу. Это были, в первую очередь, именные иконы, а также святые образы, пользовавшиеся наибольшей популярностью в народе:
- иконы святых хранителей семейного очага Самона Гурия и Авива,
- разнообразно исполненные образы святителя Николая,
- Богородичные иконы.
Все они пользовались большим спросом среди притекающих к стенам монастырей, многочисленных паломников со всей России.
Конечно, тут продавались и писаные иконки и образки, другие разнообразные евлогии, но на их фоне резные иконы выделялись и поражали зрителя своей необычностью, объемом, как сейчас бы выразились, трехмерностью, и потому купить икону из дерева хотел каждый паломник!
И если старинные резные иконы затем помещались в домашний киот, то старинный нательный образок можно было носить на гайтане вместе с крестом-тельником. Такой образок воспринимался паломником, как некий мощный оберег, дополнительный всепомогающий символ православной веры!
И надо особенно хорошо понимать и помнить, что все старинные резные иконы были не только централизованно освящены в святых обителях, но и в обязательном порядке прикладывались самими паломниками к самым главным святыням Русской земли – к святым мощам, иконам, к стенам храмов. Происходило это в дореволюционный период, когда Русь справедливо ощущала себя главным оплотом Христианства, Третьим Римом, Главным Святым домом Пресвятой Богородицы. Особая благодать заключена в этих миниатюрах, благодать вечная и ощутимая теми, кто искренне верит в Спасение, во Христа!
Мы рады представить Вашему вниманию виртуальную антикварную коллекцию, в которой представлены подлинные старинные резные иконы из дерева, паломнические иконы, резные старинные образки. Добро пожаловать в мир, где царствует старинная резьба, созданная более ста лет назад талантливыми и самобытными русскими мастерами!
Резные перламутровые иконы и кресты
В разделе «Старинные резные скульптуры и фигуры» мы разместили как резные фигуры из храмов, так и «бытовые» деревянные фигуры, предназначавшиеся для паломников. История церковной скульптуры, религиозной скульптуры начинается очень давно, корни ее, вполне вероятно, кроются еще в язычестве. Считается, что на Русь церковная скульптура пришла из Западной церковной культуры, причем проникновение такой традиции происходило с территорий Русского Севера, связанных морскими торговыми путями с Западной Европой.
Как бы там ни было, церковные фигуры быстро прижились в русском христианстве, так что в какой-то момент высшим церковным властям и государственным правителям пришлось вмешаться в процесс их создания и почитания, были оглашены запретительные законы, ведь в некоторых приходах поклонение резным церковным фигурам святых было очень похоже на идолопоклонничество. Раздражало власти и бесконтрольное создание образов святых, которые приобретали очевидные языческие черты деревянных истуканов, борьба с которыми в отдаленных районах России не прекращалась до самой революции 1917 года.
Однако, истории было угодно, чтобы резные фигуры из дерева сохранились таки, невзирая на запреты, все в тех же отдаленных от центра империи, приходах. Резная церковная скульптура до революционных событий уцелела, например, в районе Перми, в глухих поселениях Русского Севера.
Революция и последующий период активного богоборчества внесли свои жестокие коррективы в сохранение бесценных предметов церковного быта: большие и громоздкие резные фигуры погибали тысячами в кострах и печах, гнили, будучи безжалостно выброшенными из храмов на улицу. Казалось, никто не интересовался их дальнейшей судьбой. История церковной резьбы драматична, ведь крупные резные фигуры святых, в отличие от церковных икон, не разбирали по избам сельчане, а потому подавляющее число таких предметов, увы, безвозвратно утрачено.
Однако некоторым фигурам повезло. Как не вспомнить при этом знаменитую коллекцию церковной резьбы, именуемую сегодня «Пермские Боги», собранную великим энтузиастом и ценителем церковного прикладного искусства, Н.Н. Серебренниковым!
В тяжелейшие постреволюционные годы он и группа музейных работников участвовали в многочисленных экспедициях по глубинке, собирая и вывозя из заброшенных храмов ценнейшие предметы резной церковной скульптуры. Сегодня Пермские деревянные Боги - самая обширная коллекция церковной скульптуры, с неизменным успехом путешествующая по городам России и дальнего зарубежья. Она показывает, что храмовая скульптура на Руси получила свое собственное развитие, свое местячковое лицо, что она талантливо и самобытно существовала в приходах наряду с привычными живописными иконами.
Храмовые деревянные резные фигуры изображали не только таких чтимых святых, как Параскева Пятница или святой Николай Можайский. Скульптура Христа «Спас в темнице» - один из популярнейших сюжетов для старинной церковной скульптуры.
Наиболее интересными на сегодняшний день являются многофигурные композиции, которые, как правило, составляли сюжет «Распятие Христова», и именно из этих сложных конструкций сегодня на антикварном рынке можно встретить отдельные деревянные фигуры святых.
И если крупные резные фигуры святых нет-нет, да встречаются, то вот мелкие резные элементы старинных резных иконостасов найти и тем более купить сегодня гораздо сложнее!
Дело в том, что старинная резьба в храмах не ограничивалась уже перечисленными резными сюжетами. Как правило, сам иконостас был резным, украшенным витиеватой золоченой резьбой, цветочными или геометрическими орнаментами. Но дополнением всему этому резному убранству служили и фигурки Ангелов и Херувимов. Резные Ангелы, по сути, просто выпали из канвы почитания церковных фигур, на них не молились, не было и конкретного почитания отдельных фигурок, а потому при разорении храмов именно эти фигурки пропадали и уничтожались в первую очередь, их никто не пытался спасти. А ведь резные Ангелы из дерева не менее интересны сегодня с точки зрения изучения истории резного церковного искусства, они дополняют собой те пробелы, которые естественным образом возникают при желании восстановить целостную картинку бытования религиозных резных изображений внутри храмов.
Церковная деревянная скульптура чрезвычайно многообразна, красива и несет на себе отчетливые отпечатки «местячковости», сохранение этих бесценных памятников искусства берут на себя сегодня не только крупные музейные комплексы, но и энтузиасты, собиратели старины.
Но не надо забывать, что кроме церковной скульптуры существовала еще и религиозная скульптура, предназначенная для домашнего использования – это резные фигурки святых, изготовленные на потребу паломникам. Пожалуй, одним из ярчайших примеров такой скульптуры может служить культ преподобного Нила Столобенского, ведь именно этого святого с некоторых пор принято было изображать именно в виде резной скульптуры. Многочисленные деревянные фигурки святого разошлись по всей Руси, сегодня их еще можно встретить на антикварном рынке, но ясно, что и их осталось не так много и каждая такая скульптура – раритет, уникальный антикварный предмет, ведь при всей схожести таких фигурок, Вы никогда не найдете и двух абсолютно одинаковых!
Еще одно направление в паломнической резьбе – это резные фигурки и композиции из Иерусалима. Очень редко, но все же встречаются резные композиции «Распятие Христово с предстоящими», выполненные арабскими резчиками из кипариса.
В целом же резные фигуры из церкви или паломнические фигурки встречаются очень редко, и каждый раз такая встреча сулит большую радость, удивление, каждый раз это настоящее открытие!
Мы рады, что старинная церковная резьба и паломническая резная скульптура сегодня обретают свое новое звучание в салоне Наследие предков, теперь и Вы сможете открыть для себя эту замечательную страницу в истории русского религиозного искусства!