Среди паломнических святынь XIX века особое место занимают паломнические стеклянные бутылки, внутри которых размещены разнообразные религиозные композиции с элементами деревянной резьбы.
Мы часто удивляемся современным сувенирам, приобретаемым в далеких странах, когда внутрь бутылки помещен миниатюрный парусный кораблик. Нам и в голову не приходит, что заморские умельцы отнюдь не первые придумали такое маленькое чудо и что русские паломники уже в далеком XIX веке покупали подобные религиозные сувениры-евлогии у стен знаменитой Троице-Сергиевой Лавры!
Вообще, именно Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад удивляли паломников необычными памятными сувенирами, которых не было в других обителях. Кроме привычных паломнических икон тут можно было купить резные иконы, образки, а также уже упомянутые резные композиции, размещенные в стеклянных бутылках-штофах.
До сих пор остается загадкой, как именно мастера изготавливали и главное – как собирали эти порой очень сложные конструкции из множества самых разных по размеру и форме, деталей. Считается, что изготовлением таких паломнических святынь занимались монахи, для которых кропотливый труд становился своеобразным послушанием, ведь тут надо было работать сосредоточенно, не раздражаясь, уметь заниматься делом, требующим навыков часовщика на протяжении многих часов.
Резные композиции в бутылках бывали самыми различными. Существовали простые сюжеты, где в принципе, присутствовал минимум резьбы и не так много искусства, как такового, но были и чрезвычайно сложные конструкции, вызывающие искреннее восхищение мастерством человека, их создавшего.
Технология создания резных композиций в бутылках была такова. Сначала мастер изготавливал все детали и собирал их на столе, вне бутылки. Это делалось для отработки последовательности последующей сборки и подгонки каждой детали друг к другу, ведь внутри стеклянной емкости они собирались не только путем приклеивания друг к другу, но и фиксировались посредством шипов и пазов. При помощи особых палочек с крючками мастер перемещал детали будущей религиозной сценки внутрь штофа через горлышко и там, в особой последовательности собирал их, как некий конструктор, приклеивая одну деталь к другой.
Когда конструкция была собрана, бутылка закупоривалась деревянной пробкой. Благодаря тому, что конструкции помещались в различных, по размеру, бутылках или штофах и имели различную сложность, у паломника был выбор в приобретении дешевой, или дорогой паломнической бутылки.
Удивительность этих миниатюрных религиозных сценок состояла не только в том, что они размещались внутри стеклянной бутылки, но и в том, что покупателю предлагался совершенно необычный, с точки зрения привычных паломнических святынь, предмет.
Сегодня это можно было бы назвать «3D иконой», то есть иконой объемной, которую можно рассматривать не только глядя на нее спереди, но и рассматривая сбоку, сзади, сверху и даже снизу, то есть так, как не позволяет сделать ни одна обычная живописная икона с ее плоскостным изображением!
Как, например, увидеть и представить себе сцену «Распятие Христово», находясь не перед крестом со Спасителем, а стоя позади него? Никак, если мы говорим об обычных иконах, а вот объемные композиции в стеклянных бутылках позволяли это сделать!
Резьба в стеклянных штофах, к сожалению, встречается сегодня чрезвычайно редко. Почему так происходит, особо объяснять, наверное, не надо: сказывается и изначально малая тиражность подобных святынь, а также хрупкость оболочки, ведь без нее мелкие и также хрупкие детали «конструктора» быстро ломались и приходили в негодность. Но чаще всего композиция разбивалась вдребезги вместе с упавшей на пол, бутылкой.
Удивительно и ценно отметить, что все встречающиеся сегодня в музеях, частных коллекциях и антикварках, композиции в бутылках различны. Среди них нет точных повторений, а значит, каждый сохраненный до нынешнего времени предмет уникален и неповторим, он особо ценен для изучения этого удивительного кустарного промысла, существовавшего в 19 столетии возле Троице-Сергиевой Лавры.
Салон Наследие предков дает Вам возможность увидеть такие удивительные произведения монахов и кустарей, которые бережно были сохранены их владельцами и ныне находятся в частных коллекциях.