Бронзовое распятие, вросшее в дерево.
Каждый лес хранит свою тайну. Какую легенду сложили бы вы, обнаружив под слоем хвои старинное бронзовое распятие, обнимаемое снизу завитком древесной коры? Откуда и куда следовал странник и почему решил он оставить в коре дерева свой бронзовый крест: чтобы просто помолиться перед ним? А может, как знак, указывающий дорогу, или место, где свершилось какое-то чудо?
Само православное распятие большое, 11 см, и конечно с отпечатками времени: металл совсем матовый и потемневший, местами с зеленоватой патиной, незначительная, но все же заметная деформация, как будто он хотел извернуться вслед за вензелем коры, обвившим ноги Христа. Само старинное распятие сохранилось достаточно хорошо: четко прорисовываются распростертые словно для объятия руки, фигура Спасителя, по православной традиции изображения скорее торжественно покоящаяся на кресте, нежели мученически провисающая, как принято показывать у католиков.
Над бронзовым распятием – изображение Спаса Нерукотворного. Вот оно просматривается на нашей лесной находке едва-едва. Хотя любому христианину нетрудно в воображении воссоздать не только сам лик, но и саму сцену рождения величайшей святыни христианского мира. Вот Спаситель отирает свое лицо платом и отдает его слуге эдесского царя Авгаря, больного проказой. Правитель исцеляется прикосновением к своему телу святым Образом, становится христианином, а чудо исцеления Нерукотворным Образом – знамением святости изображений церкви и чудотворности ее икон.
Рассмотрев сам бронзовый крест, рождение которого специалисты датируют 18-ым веком, невольно задаешься вопросом: а какого же века дерево, кора которого обхватывает бронзовое православное распятие? Даже не зная ответ на него, вы уже, ощутили, что у вас есть уникальная возможность стать обладателем вещи, в которой сплелись природное и рукотворное, как сплетаются жизнь и смерть, вера и надежда, любовь и терпимость… И сотворить свою легенду. В данный момент это уникальное бронзовое распятие, вросшее в дерево, украшает частную экспозицию известного столичного коллекционера православного медного литья 18-19 веков.
М.К.