Государственный герб наряду с флагом является одним из главных геральдических символов государства. После Октябрьской революции в России у власти утвердились большевики во главе с В.И.Лениным. Уничтожение старого государственного порядка и создание на развалинах Российской империи в 1922 году, по окончании гражданской войны, нового государства – СССР, остро ставит вопрос о государственной символике, отражающей идеологические основы родившегося государства.
Одним из первых советских знаков, получивших широкое распространение стала пятиконечная звезда или пентаграмма – правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией (происходит от греческих слов «pente» - пять и «gramma» – буква). Это один из древнейших символов известный большинству народов Земли. Его использовали шумеры и вслед за ними вавилоняне, египтяне, персы, кельты, китайцы (даосы) и североамериканские индейцы. Самые старые из найденных изображений пентаграмм датируются примерно 3500 г. до н. э. – это, нарисованные на глине пятиконечные звёзды в развалинах древнего города Урука. Изображения пентаграмм встречаются на сооружениях и статуях древнего Египта, символизируя число 5, означающее справедливость и порядок во вселенной или «блаженный, просветлённый дух». Это число означало судьбу, находившуюся в руках богини истины, правосудия и справедливости Маат.
Знак пятиконечной звезды занимал важное место в учении пифагорейцев, исходивших из представления о числе как основном принципе всего существующего. Рассматривая здоровье как высшее благо человека, они в начале письма ставили «здравствуй» или «будь здоров», выражая это понятие изображением пятиконечной звезды.
В революционную символику России звезда впервые вводится русскими дворянами-революционерами, демократические устремления которых выразил А.С.Пушкин в посвящении «К Чаадаеву» в 1818 году: «Товарищ, верь: взойдет она. Звезда пленительного счастья...». В начале 20-х годов 19 века в Санкт-Петербурге будущими декабристами К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским выпускается альманах «Полярная звезда», многие авторы которого так или иначе были связаны с движением декабристов. На его титульном листе, помимо прочего, было изображение пятиконечной звезды. После восстания на Сенатской площади альманах считается крамольным изданием и за его чтение вполне можно поплатиться свободой. Так, замеченный в 1826 году за чтением «Полярной звезды» младший брат Бестужевых – Петр был сослан Великим князем Михаилом Павловичем на Кавказ простым солдатом.
В 1855 году А.Герцен назвал «Полярной звездой» свой литературно-политический альманах, издававшийся в Англии, как дань уважения декабристам и преемственность их идеям.
В конце 1910 года в Петербурге выходит первая легальная большевистская газета, получившая созвучное название – «Звезда» (с 1912 года «Невская звезда»), деятельность которой координируется из-за границы В.И.Лениным.
С победой в Октябрьской революции звезда из идейного символа преобразовалась в эмблему светлого будущего и новой армии, защищающей порядок.
Официально пятиконечная звезда как эмблема Красной Армии была утверждена Народным комиссариатом по военным делам 19 апреля 1918 года. Ее описание приводится в газете «Известия»: «Знак изображает звезду с золотыми лучами, в середине на красном поле золотые изображения плуга и молота». Эмблему полагалось носить на левой стороне груди военного или гражданского платья, и на околыше фуражки.
Однако вначале ею пользовались не только военные, но и люди, не имевшие отношения к армии. В связи с этим, 7 мая 1918 года нарком по военным делам издал специальный приказ, в котором говорилось, что красную звезду могут носить только лица, состоящие на службе в войсках Красной Армии. Лицам, не состоящим в рядах Красной Армии, но носящим красноармейскую эмблему, предлагалось немедленно ее снять. В противном случае виновные должны были предстать перед судом военного трибунала.
Листовки и брошюры того времени, выпущенные военным отделом ВЦИК, так разъясняли символику этой эмблемы: «Красная звезда – знак Красной Армии... звезда правды. Каждая армия носит изображение того, чему она служит... На красноармейской звезде изображен плуг и молот. Плуг – пахаря-мужика, молот – молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная Армия борется за то, чтобы звезда правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа»; «Пять лучей звезды – пять пальцев рабочей руки. Пятиконечная звезда – эмблема единения пролетариата пяти континентов земного шара».
Другой символ неотъемлемо связанный с гербом СССР – это «Серп и Молот». Он также имеет старые революционные корни. Так, образ кузнеца звучит в «Интернационале» рожденном в дни Парижской коммуны: Чтоб свергнуть гнет рукой умелой. Отвоевать свое добро. Вздувайте горн и куйте смело. Пока железо горячо.
Британская секция I Интернационала – первой массовой международной организации пролетариата – имела печать, на которой были вырезаны молот, коса, клещи и серп.
В 1905 году пролетарский поэт Ф.С.Шкулев, под непосредственным впечатлением боев на баррикадах Пресни в Москве, в которых он участвовал, пишет строки, впоследствии ставшие широко известными: Мы кузнецы. Отчизне милой Мы только лучшего хотим, И мы недаром тратим силы – Недаром молотом стучим.
Перекрещенный серп и молот, как символ рабоче-крестьянского единства, появился после февральской революции. Его можно было увидеть на хоругвях, украшавших подъезд Мариинского дворца, на Исаакиевской площади в Петрограде 18 апреля 1917 года. Возможно, автором этой композиции явился известный архитектор Л.В.Руднев, который еще в марте 1917 года изобразил серп и молот на проекте памятника «Борцам революции». Наличие эмблемы серпа и молота подтверждает и письмо, поступившее на имя секретаря СНК Н.П.Горбунова 25 апреля 1918 года, в котором содержалась просьба «прислать новый проект печати (серп и молот) как образец для украшения Дома Советов при праздновании 1 Мая...».
И наконец, третья составляющая часть герба – Девиз. Его история связана с основателями коммунистической партии. В январе 1847 года Лондонский комитет «Союза справедливых» пригласил К.Маркса и Ф.Энгельса вступить в свои ряды и принять участие в реорганизации и написании новой программы Союза. Они быстро соглашаются на это предложение с целью использовать уже существующую международную организацию рабочих в качестве ядра будущей партии пролетариата. Вскоре организации была переименована в «Союз коммунистов». Согласно цели Союза – свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности – К.Маркс и Ф. Энгельс предложили заменить старый девиз, отражающий утопическое направление организации, новым: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Впервые новый боевой призыв к рабочим прозвучал в Лондоне на конгрессе Союза коммунистов в июне 1847 года из уст Фридриха Энгельса, а впоследствии был обоснован в первом программном документе научного коммунизма – Манифесте Коммунистической партии.
Однако кому принадлежала инициатива внести данный лозунг в герб России остается невыясненным. Впервые ВЦИКу было предложено внести его на полотнище государственного флага во время заседания Совнаркома 8 апреля 1918 года. На обоих заседаниях СНК 8 апреля и 18 июня присутствовало лишь четыре человека: В.И.Ленин, Г.В.Чичерин, Л.М.Карахан и В.Д.Бонч-Бруевич. Стенографических записей заседаний Совнаркома не велось, в воспоминаниях В.Д.Бонч-Бруевича об обсуждении первого государственного герба ничего не говорится о девизе; вероятно, предложение внес не автор воспоминаний. Таким образом, это мог сделать один из троих: В.И.Ленин, Г.В.Чичерин или Л.М.Карахан.
Но вернемся к гербу Советской республики. Его общие черты начинают свою историю с гербовой печати Совета Народных Комиссаров. Вначале своей деятельности Советские учреждения использовали различные печати. Так, на предписании ВРК комиссару гвардейского флотского экипажа о занятии к 6 часам утра 25 октября главной конторы Государственного банка стояла печать с надписью по окружности: «Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов», а в центре: «Военный отдел». Однако на ордере комиссара Госбанка о немедленной явке на работу банковских служащих стояла печать с двуглавым орлом. Совнарком пользовался простой круглой печатью, по краю которой было написано: «Крестьянское и Рабочее Правительство Республики России», а в центре: «Управление делами». Позже появились печати наркоматов, где вместо герба стояла надпись: «Вся власть Советам!» Все это не соответствовало юридическому праву государственных органов, вносило путаницу, приводило к злоупотреблениям, снижало авторитет учреждения и документа.
Организацией работы по изготовлению новой государственной печати занялся секретарь СНК Николай Петрович Горбунов. 24 января 1918 года он обратился с письмом во Всероссийский союз мастеров, в секцию графического искусства, с просьбой дать «образец-проект официальной государственной печати со словами: «Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Советской Республики – Совет Народных Комиссаров». В пожеланиях исполнителям печати указывалось, что печать должна быть круглой с ромбом в центре. В середину предлагалось внести «завод, серп, колос». Давались также замечания и по выполнению надписей – выпуклая, вдавленная и т.д.
Рисунки первых эскизов государственной эмблемы не сохранились, но об одном из проектов выполненных в феврале – начале марта 1918 года можно судить по фотографии с пометками для гравера. На нем в обрамлении снопов пшеницы изображены серп и молот, через которые проходил отточенный булатный меч. Наличие меча в рисунке могло отражать как присутствие солдатских депутатов в Советах, так и то, что серпом и молотом ковалась победа, а штыком и мечом отстаивались завоевания народа. (Аналогичные эмблемы существовали и ранее. Так, 20 мая 1917 года 443-му пехотному Соснинскому полку было преподнесено знамя, на полотнище которого были изображены серп, молот и меч. Несколько позже, летом 1917 года, дарственные знамена с изображением серпа, молота и штыка получили 8-я стрелковая дивизия, 326-й пехотный Белгородский полк, 15-й Сибирский стрелковый и некоторые др. части)
После переезда Советского правительства в Москву, вопрос о разработке государственной эмблемы ставится на обсуждение Совнаркома и его Комиссии (Малого Совнаркома). С апреля по сентябрь 1918 года он обсуждался десять раз при непосредственном участии В.И.Ленина. Изображение меча в первоначальном варианте государственной эмблемы вызвало большую дискуссию. Хотя многие члены Комиссии при Совнаркоме были сторонниками наличия меча в рисунке, по свидетельству В.Д.Бонч-Бруевича, В.И.Ленин самолично «корректурным знаком» удалил меч из рисунка мотивируя это тем, что: «...Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша – оборонительная, и меч – не наша эмблема».
20 апреля на заседании Совнаркома поправка В.И. Ленина была принята. Однако 15 мая Комиссия при Совнаркоме одобрила проект рисунка печати с дополнением на нем надписи: «Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», оставив, вопреки решению Совнаркома, в рисунке меч. Твердо настаивая на удалении меча, Ленин вновь поставил этот вопрос на обсуждение Совнаркома. 16 мая Совнарком утверждает протокол Комиссии со следующей поправкой: «К постановлению по п. 6 (о советской печати) добавить: 2) Выкинуть из рисунка меч; 3) Поручить Горбунову заказать художнику, который готовил проект печати, приготовить его в исправленном виде для окончательного утверждения; 4) Войти в соглашение с ЦИК».
Для окончательного решения вопроса о рисунке государственной печати Совнарком под председательством Ленина 18 июня 1918 года заслушивает сообщение Я.М.Свердлова «О советской печати». Целесообразность присутствия меча в рисунке вновь вызвала дискуссию, в результате которой СНК постановил: «а) Представленный проект утвердить, б) Вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего быть завтра, в) Если возможно, кроме надписи «РСФСР» вставить надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 19 июня вопрос о государственной печати был видимо полностью решен, так как больше на заседаниях Совнаркома он не поднимался.
20 июня Н.П.Горбунов по рекомендации секретаря секции благородных металлов Союза рабочихметаллистов А.П.Павлова заказывает гравёру ювелирной фабрики Дмитрию Васильевичу Емельянову изготовление медной печати для сургуча с принятыми 18 июня на заседании Совнаркома поправками. Печать должна быть изготовлена «согласно вручаемому Емельянову рисунку и изменениям в нем, которые указаны надписью на полях рисунка, изложенную в трех пунктах и подписанную Горбуновым 20 июня 1918 г.». На фото-рисунке государственной печати изложены указания: «1) Выкинуть меч. 2) Вместо надписи «Совет Народных Комиссаров» поставить надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» 3) Вместо надписи «Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Федеративной Республики» поставить надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
Справа, на полях, две надписи, от них стрелки к малому изображению печати: верхняя надпись – «Натуральная величина», нижняя – «Фон не нужен (печать круглая)». (Впоследствии эта первая печать оказать утерянной).
Вопрос о государственном гербе впервые был затронут 26 июня 1918 года при подготовке Конституции, на заседании Конституционной комиссии. Я.М.Свердлов сообщил, что ЦК РКП(б), заслушав вопрос о ходе разработки Конституции, пришел к заключению, что к съезду Советов Конституция не будет готова в полном виде, так как имеются лишь отдельные положения. Главы о гербе и флаге среди них не было. Только 4 июля в проекте Наркомата юстиции, разработанном М.А.Рейснером и А.Г.Гойхбаргом, появилась эта глава, в которой описание герба совпадало с рисунком печати, утвержденным Совнаркомом 18 июня. Только серп и молот в гербе по конституционному описанию находились в лучах солнца.
Несмотря на то, что конституционно герб был закреплен, его изображения еще сделано не было, и некоторое время гербом Советской республики служило изображение государственной печати, изготовленной в конце июля 1918 года. Хотя на обложке первого издания Конституции уже помещался рисунок похожий на герб – на красном фоне в золотых лучах были изображены серп и молот, девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в обрамлении венка из хлебных колосьев, перевитых лентой с аббревиатурой: «РСФСР». Все это располагалось на картуше с дубовыми ветвями и симметрично расположенными ликторскими пучками, символизирующими власть.
3 августа 1918 года Совнарком принимает постановление, запрещающее пользоваться печатями старого образца: «Употребление старого герба, безусловно, воспретить под личную ответственность подписывающего бумаги. Обязать все советские учреждения обзавестись печатями с новым гербом Советской республики». В тот же день Ленин дал письменное распоряжение Н.П.Горбунову: «1) Отбить оттиски новой печати и раздать каждому народному комиссару под его расписку. 2) Заказать такие печати (в меньшем размере) для всех советских учреждений или внести в Малый Совет для объединения практических шагов (может быть, выработать общий тип малого размера печати с надписями отдельных комиссариатов)».
Схожесть гербовой печати и государственного герба ставила в затруднение различные организации и многих исследователей. Так, в письме Центральной контрольной комиссии при ЦК РКП(б) один из специалистов в области эмблематики, К.И.Дунин-Борковский, с возмущением говорит о том, что «в Конституции РСФСР была описана печать, которую все считали гербом». Необходимость внести изменения в изображение государственной эмблемы в соответствии с конституционным описанием разделяли и вышестоящие органы, продолжая руководить ее доработкой.
12 августа 1918 года Петроградский монетный двор представил два рисунка печати и графическое изображение государственного герба работы художника А.Ф.Васютинского, на котором красный фон показан вертикальными линиями.
Разработкой эмблем Советского государства занимался и Народный комиссариат просвещения РСФСР. В начале мая 1918 года Коллегия по делам искусства и художественной промышленности при отделе искусств Наркомпроса объявляет конкурс на лучший проект монет, флага, герба, печатей Совнаркома и ВЦИК.
В условиях конкурса говорилось: «...в гербе необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики – фигура рабочего (работницы) и крестьянина (крестьянки); текст – «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» или соответствующий лозунг». «...в композиции (печатей Совнаркома и ЦИК) необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики – орудия труда (напр., серп и молот)...»
В разработке советских эмблем мог принять участие каждый желающий. Проекты должны были быть представлены не позже 14 мая и после отмеченных конкурсной комиссией замечаний возвращены авторам для доработки. 1 июня планировалось рассмотрение окончательных вариантов.
Однако на объявленный конкурс было подано ограниченное количество эскизов. В рисунках преобладали либо иллюстративные формы книжной графики, либо модернистские, делавшие проекты малопонятными. Случались и курьезы. Так, скульптор Н.А.Андреев вспоминал: «Как-то раз, приходит художник и приносит свой проект: взят тот же самый двуглавый орел, причем у орла повыщипаны перья, вместо маленьких корон на голове поставлены красные звезды, а вместо большой короны, которая высится над двумя головами орла, надета шапка красноармейца; в лапах вместо скипетра и державы камень и палка».
Были рисунки и другого плана. Так, выдвигалась идея расположить фигуры серпа и молота попарно, что придало бы рисунку симметрию. В качестве щитодержателей, в противоположность драконам, львам, ангелам, рыцарям и т. п., предлагались надежные руки рабочего и крестьянина, а вместо корон различного достоинства – буденовка или горняцкая каска.
Одним из проектов герба был рисунок художника П.В.Митурича, который представлял рабочего с молотом в руках и крестьянина с серпом и снопом хлеба. Между фигурами была изображена наковальня. Обе фигуры помещались в полусфере черных лучей, исходящих из темно-красного прямоугольника с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
Активное участие в конкурсе принял и живописец Сергей Васильевич Чехонин, автор рисунка советских денег с ярко выраженной северной атрибутикой – белыми медведями, моржами, снегом, торосами, инеем. Сохранились его рисунки с проектами печати и герба круглой формы, в верхней части которых изображалась половина диска солнца с густым потоком ниспадающих лучей. На фоне солнечных лучей, возделанного поля и промышленных построек располагались фигуры крестьянки с лопатой и серпом, а также рабочего с молотом и кадуцеем – жезлом Гермеса (Меркурия), обвитого двумя змеями, который символизировал торговлю. По окружности шли надписи в два ряда: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», во втором ряду: «Земледелие – Промышленность».
Подводя итоги конкурса, Коллегия по делам искусства и художественной промышленности Наркомпроса признала его работу неудовлетворительной и постановила объявить новый конкурс на изготовление проектов герба, допустив к участию в нем приблизительно пятнадцать художников разных направлений. Однако различного рода обстоятельства затянули проведение конкурса и он не был доведен до конца. Да и Ленин считал художественное решение государственного герба, законодательно закрепленного 10 июля 1918 года Конституцией РСФСР, вполне удачным и никаких «новаторских» предложений не принимал.
Вновь вопрос об улучшении художественной формы государственного герба был поставлен в начале 1920 года. Организатором работы был ВЦИК, исполнителем – московская фабрика «Гознак».
В своих воспоминаниях В.Д.Бонч-Бруевич описывает, как дорабатывался один из имевшихся вариантов. Так, вокруг серпа и молота на фоне восходящего солнца была сделана виньетка из растрепанных колосьев, торчащих во все стороны. Внизу ленточка была завязана бантиком. Но получившийся рисунок не понравился находившемуся в то время у Бонч-Бруевича скульптору Н.А.Андрееву. Секретарь Президиума ВЦИК А.С.Енукидзе предложил Андрееву поправить рисунок. Николай Андреевич в разговоре с Бонч-Бруевичем вспоминает, как он изменил рисунок: «Колосья из растрепанных собрал вместе, как они теперь находятся на гербе: ампировский бантик развязал и ленты пустил свободно. Мои графики написали на них нужные надписи, и я закончил рисунок. Из грушевидного, каким он представлялся, я сделал круглый». 20 июля 1920 года данный рисунок был одобрен во ВЦИК и передан на Гознак.
Впервые геральдической символикой были выражены идеи нового по форме и содержанию государства трудового народа. Перекрещенные серп и молот – традиционные орудия труда рабочих и крестьян – отражали их тесный, братский союз. Нерушимость этого союза знаменовал красный фон, лучи солнца – древнейшего символа прекрасного будущего – подчеркивали занимающуюся зарю коммунизма. И как результат солнечного тепла и человеческого труда – колосья хлеба – извечное мерило благополучия народов и мирного труда. Венец колосьев, обрамляющий традиционный геральдический фигурный щит, дополнял атрибуты государственного герба, символизирующие политику равноправия, труда и мира. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выражал идеи интернационального союза рабочих всего мира.
30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, а уже в начале 1923 года Президиум ЦИК образовал комиссию для выработки различных конституционных вопросов, в том числе и по разработке Государственного флага и герба.
В работе над созданием эскизов Герба СССР приняли участие художники Московской второй печатной фабрики «Гознак» Д.С.Голядкин, Я.Б.Дрейер, Н.Н.Качура, В.К.Куприянов, А.Г.Якимченко и другие художники, и специалисты в области геральдики.
7 февраля 1923 года в ЦИК поступает проект одного из специалистов в области эмблематики – К.И.Дунин-Борковского. На треугольнике красного щита, с двумя выемками в верхней части, обрамленного золотым кантом, в золотых лучах восходящего солнца были помещены серебряные серп – слева и молот – справа (геральдические стороны указаны от герба). Серп своим лезвием и молот тупой стороной обращены друг к другу. Под щитом, вплотную к нижнему углу, извивалась красная лента с надписью золотыми буквами в две строки: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Вверху и по сторонам щита, образуя правильный круг, располагались орудия сельскохозяйственного и промышленного производства: грабли, топор, кирка, лопата, молот, ключ, шестерня – справа и коса, вилы, цеп, заступ, мотыга и серп – слева.
Эскизы художников Гознака также обильно были наполнены орудиями труда. В проектах Д.С.Голядкина, Я.Б.Дрейера, В.К.Куприянова и А.Г.Якимченко присутствовали молот и наковальня, плуг и борона, грабли и коса, щипцы и гаечный ключ, шестерня и т.п. В большинстве проектов был представлен геральдический щит в виде пятиугольника, в центре которого располагались серп и молот. Наряду с пятиугольником проекты Д.С.Голядкина, Я.Б.Дрейера, Н.Н.Качуры имели и круглый щит. В некоторых проектах присутствовали земной шар и полумесяц, пятиконечная звезда, название государства – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.
Из представленных Гознаком проектов члены ЦИК остановились на эскизах Всеволода Павловича Корзуна, который, не будучи художником Гознака, был приглашен к работе над гербом. Проект герба, выполненный В.П.Корзуном, представлял изображение скрещенных золотых серпа и молота на фоне земного шара со стороны его европейской части, покрытого золотыми меридианами и параллелями, с красной сушей и голубой водной поверхностью. Снизу земной шар озарялся золотыми лучами восходящего солнца, частично прикрываемого изгибами красной ленты с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», обвивающей венок из золотых колосьев ржи и виноградных лоз. Вверху, между концами колосьев, помещались золотые буквы: «СССР». В другом варианте вместо букв была красная пятиконечная звезда, под которой помещался серебряный полумесяц.
28 июня 1923 года секретарь Президиума ЦИК СССР А.С.Енукидзе направляет в Гознак письменные замечания к исправлению двух вариантов герба. Эскизы содержали в себе основные компоненты будущего герба СССР – земной шар, серп и молот, хлебные колосья, перевитые красной лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», за исключением пятиконечной звезды, которую в замечаниях предлагалось внести в герб вместо надписи СССР, в том числе и как символ армии.
Доработку проекта герба СССР поручили художнику Гознака Ивану Ивановичу Дубасову. Впоследствии он вспоминал: «Прежде чем приступить к работе, меня ознакомили с теми указаниями и пожеланиями, которыми я должен был руководствоваться». Первая трудность заключалась в выполнении рисунка земного шара, т. е. земной шар должен был быть расположен «в таком положении, чтобы больш