Знаки пилотов Военно-воздушных сил Германской Империи
Первые квалификационные знаки пилота Военно-воздушных сил армии Германской империи (Flugzeugfuhrerabzeichen) были утверждены Кайзером Вильгельмом II 27-го января 1913 года. Все они конструктивно одинаковы: внешний периметр представляет собой венок, левая часть которого выполнена из веток лавра – символизирующего победу, правая сторона венка выполнена из веток дуба – символизирующего прочность и стойкость. В нижней части знака обе стороны венка перевязаны лентой, означавшей соединение этих качеств. Сверху композицию венчала крона Пруссии или Баварии.
На некоторых этапах войны выдавались только сертификаты, и знаки пилотам приходилось заказывать и приобретать самостоятельно. Этим объясняется относительная немногочисленность официально выданных знаков с клеймами производителей по сравнению с индивидуально заказанными, состоящими, как правило, из двух частей. Качество индивидуально заказываемых знаков зависело от финансового состояния заказчика, то есть от того, сколько заказчик мог себе позволить потратить на знак. Также, в индивидуальном порядке, могли заказываться и прорезные копии знаков.
Знаки носились на левой стороне груди ниже Железного Креста.
|
|
Знак военного пилота (das Flugzeugführerabzeichen)
Учрежден 27 января 1913 года, а сами награждения продолжались вплоть до января 1921 года
Знак вручался пилотам по окончании курсов летной подготовки и носился на левом нагрудном кармане, либо немного ниже его.
пример ношения
|
Первоначально знак изготовлялся из серебра, позже из других металлов и сплавов с посеребренной поверхностью. В центре знака помещался летящий над землёй самолет-моноплан «Taube» («Голубь») который был первым самолетом, используемым Германской армией. Размеры - высота 72 мм и ширина 43 мм. Производился разными фирмами вплоть до 1945 года, для летчиков-ветеранов Первой мировой войны.
Официально выданные знаки были из тонкоштампованного посеребренного магнитящегося металла. Индивидуально заказанные экземпляры можно встретить в полом-двухслойном или цельномассивном серебряном не магнитном исполнении. Полые двухслойные знаки могли быть сделаны из серебра или покрытой серебром латуни или белого металла.
|
|
Знак пилот-наблюдатель (das Beobachterabzeichen)
Знак вручался офицерам, налетавшим не менее 1000 км в качестве наблюдателя. В центре медальона обрамленного лавровой и дубовой ветвью находился квадрат покрытый эмалью - символ тактического флага немецкого армейского корпуса. Сверху располагалась Баварская или Прусская корона.
пример ношения |
Один из самых частовстречающихся производителей этого знака была Берлинская фирма С. Е. Juncker. Ей производились два вида знаков, разных по качеству изготовления, но с идентичными клеймами.
1. Реверс в виде исходящих от середины лучей, высокого качества
2. Реверс плоский, более низкого качества
|
|
Знак воздушного (бортового) стрелка (Fliegerschützenabzeichen)
Был учрежден кайзером Вильгельмом II на 27 января 1918 года
Знак вручался после успешной сдачи показательных испытаний на знание конструкции двигателя и эксплуатации самолёта, умения читать карту, свидетельства о тактике ведения воздушного боя, бомбометания и стрельбы из пулемета. При этом знак мог носится только до тех пор пока его обладатель проходил переаттестацию или находился в службе полевых войск. Если он больше не мог соответствовать необходимым требованиям, знак должен был быть возвращен командованию.
В 1919 году, воздушные стрелки прослужившие в ВВС не менее 3 лет получили право на ношение Памятного лётного знака.
Знак представляет собой овальный венок из листьев лавра и дуба с императорской Баварской или Прусской короной вверху и летящим орлом, несущем в лапах мишень. Знак носился на левой стороне груди.
|
|
Памятный Знак пилота (das Fliegererinnerungsabzeichen)
Первоначально данным знаком награждались лётчики германских Военно-воздушных сил, получившие ранение или травму во время лётного происшествия, в связи с чем ставшие физически непригодными к продолжению действительной службе.
пример ношения |
В 1919 Военное министерство в Берлине несколько изменило статут знака. Отныне им награждались лётчики, пилоты-наблюдатели и стрелки прослужившие в ВВС не менее 3 лет, или получили тяжелые ранения в ходе службы.
В частности, такой знак носился Германом Герингом - рейхсминистром Имперского министерства авиации, в период Первой мировой войне бывшего лётчиком-истребителем.
|
|
Знак пилотов гидросамолетов (Marine-Flugzeugführerabzeichen für Seeflugzeuge)
Учрежден 31 мая 1913 года
Знак представлял собой овальный венок из дубовых и лавровых листьев. В центре размещался орёл, летящий над водой под стилизованным солнце. Вверху композицию венчала Баварская или Прусская корона.
Знак вручался по окончании летной подготовки и носился на левом нагрудном кармане, или чуть ниже его. Регулярно, не реже чем раз в два года, право на ношение знака необходимо было подтверждать, проходя переаттестацию. В случае не прохождения которой знак возвращался в Управление императорского флота.
(Marine-Flugzeugführerabzeichen für Landflugzeuge)
23 февраля 1915 года был учрежден знак для военно-морских лётчиков «базирующихся» на озерах. Критерии вручения и ношения знака полностью соответствовали морскому знаку.
|
|
Знак для наблюдателей на воздушных судах флота (Abzeichen für Beobachter auf Marineflugzeugen)
Учрежден 28 мая 1915 года (ВМФ приказ № 187 от 1915)
На знаке изображался орёл сидящий на скале в высоком овальном венке из дубовых и лавровых ветвей, на фоне восходящего над морем солнца. Сверху располагалась императорская корона. Для получения знака необходимо соблюсти ряд условий. Среди них не менее 15 часов полетного времени в качестве наблюдателя (или не менее 1000 км налёта), знание азбуки Морзе и морских флагов, навыки навигации и технические навыки.
Знак носился на левом кармане, или ниже его.
|
|
Памятный знак для морских летчиков и наблюдателей (Erinnerungsabzeichen für Marine-Flugzeugführer und Beobachter)
Учреждён 26 ноября 1916 года
Знак вручался морским пилотам и наблюдателям, прослужившим в морской авиации не менее трёх лет или раненых в ходе службы.
|
|
Памятный знак летчика (Fliegerdienst Erinnerungsabzeichen)
Описание и изображение знака упоминается в армейском постановлении от 1914 года, стр. 13 и 14. Знак был учрежден в январе 1914 года, однако уже в августе вручение знака было прекращено.
|
|
Знак для пилотов аэростатов (Abzeichen für Ballonfahrer)
Знак официально учреждён не был. Однако по некоторым сведениям в 1918 году, т.е. к концу Первой мировой войны, проводилось вручение таких знаков на уроне полков.
|
|