Первые номерные знаки в Берлине были выпущены в 1892 году. В 1906 году была введена всегерманская система номерных знаков. Согластно ней, в Берлине использовался префикс I A (I — Пруссия), в Мюнхене — II A (II — Бавария), Штутгарте — III A, в Бадене — IV.
Во время Первой мировой войны для транспортных средств армии была использована комбинация MK (нем. Militärkraftwagen des Deutschen Heeres — Военно-транспортные средства немецкой армии). После войны, в период существования Веймарской республики, немецкая армия использовала префикс RW (нем. Reichswehr — рейхсвер).
Во время нацистского режима, с 1933 по 1945 годы все боевые машины вермахта, кроме танков и бронированных гусеничных самоходных установок, также получили регистрационные номера. Как правило они штамповались из стального листа и крепились на специальных кронштейнах, бамперах или крыльях. Стандартным был белый фон с черными буквами и цифрами. Номера были плоскими - символы наносились краской через трафарет.
Было стандартизовано несколько базовых форм и размеров для регистрационных номеров в Германии. Передний номер имел высоту 90 мм и ширину 475 мм, буквы и цифры располагались на нем в одну линию. Задний номер существовал в нескольких вариантах. Ранний вариант представлял собой прямоугольник высотой 200 мм и шириной 320мм с обрезанными верхними углами. Это делалось для экономии металла, поскольку верхняя строка номера содержала всего 2 (редко 3) буквы. Позже задние номера стали выполнять без обрезанных верхних углов. На некоторых машинах передний номер выполнялся в стиле заднего на пластинке размером 200 х 300 мм. В боевых условиях номера на машинах просто накрашивались непосредственно на крыле или бампере.
Мотоциклетный передний номерной знак был дугообразным (по форме переднего крыла) размерами примерно 55-65 х 200-240 мм, задний прямоугольный номер мотоцикла имел размеры 100 х 150 мм.
Первая группа букв номерного знака определяла принадлежность машины роду войск или организации. В основном использовались следующие обозначения: WH = Wehrmacht Heere - Армия WL = Wehrmacht Luftwaffe - Военно-воздушные силы WM = Wehrmacht Marine - Военно-морские силы WT (нем. Wehrmacht Straßentransportdienst) - Дорожные транспортные услуги SS (руническим шрифтом) = Schutzstaffel - Отряды СС («охранные отряды») ОТ = Organization Todt - «Организация Тодт» (военно-строительная организация) Pol = Deutsche Polizei - Немецкая полиция FP = Feldpolizei (военная полиция) RAD = Reichsarbeitsdienst - Служба занятости рейха RK = Deutsches Rotes Kreuz - Германское общество Красного Креста
Были также стандартизированы буквы для оккупационных частей и администрации большинства оккупированных стран: MB = Бельгия и Северная Франция MD = Дания МО = Прибалтика (Ostland), частично Польша Ost = Прибалтика (номера выдававшиеся местным командованием округа и администрацией без согласования с центральным управлением) MR = Румынияя (для реквизированных транспортных машин) MG = Польша (Генерал-губернатарство) MS = Крым, Южная Украина, Краснодарский край МН = Голландия MU = Украина MN = Норвегия
Германская гражданская администрация имела следующие буквенные коды: ZB = Бельгия и Северная Франция ZF = Франция ZO = Прибалтика
В середине декабря 1944 года в Германии было упразднено большинство из этих серий (кроме MD, MG, МН и MN), так как Красная Армия и союзники освободили большую часть из перечисленных территорий. Примерно тогда же, в конце 1944 года, «Организация Тодта» стала частью вермахта, потому буквенный индекс ОТ сменился на WT.
Многие службы и ведомства, немало колесившие в прифронтовой полосе, использовали гражданские номера. Прежде всего, речь идет о военных корреспондентах, службе пропаганды и др. Чаще других здесь встречались берлинские номера, начинавшиеся с букв IA -. . . . Аналогичные «берлинские» буквы фигурируют и на снимках экспериментальных полигонных машин, хотя в таких случаях речь, скорее всего, идет о специальной маскировке, дезинформации.
В предвоенные годы цифровые символы на германских номерах формировались из числовых групп, соответствующих военным округам (Wehrkreis). Армии был выделен блок номеров от 10000 до 299999. Каждый округ или род войск, приравненный округу, имел отрезок номеров внутри указанного диапазона. Начальные цифры диапазона были отведены машинам верховного командования, потом шли округа... Танковые дивизии, панцер-гренадерские и легкие дивизии были сведены в три соответствующих блока номеров - XIV, XV и XVI: XIV - 140000-149999 и 240000-249999 XV - 150000-159999 и 250000-259999 XVI - 160000-169999 и 260000-269999
По мере того, как числа в указанных диапазонах исчерпывались, для номеров стали использовать случайно выбранные блоки цифр вне указанных диапазонов. К слову, преобразование легких дивизий в танковые также не вело к замене номерных знаков. Постепенно, в 1944 году, номера достигли цифры 1000000 и продолжали расти до конца войны. Не все блоки цифр в этом гигантском числе были использованы, часть из них не задействовали из соображений секретности или по неразберихе.
Еще один уровень дорожного контроля достигался путем нанесения на номер почтового штемпеля. Каждое германское подразделение до батальона имело свой номер полевой почты (Feldpostnummer). Эта система использовалась для организации движения почтовой корреспонденции и была неплохо отлажена, потому имело смысл воспользоваться кодами полевой почты для установления принадлежности машин. В этих целях стало общей практикой наносить печать полевой почты на регистрационный номер. Военная полиция и контрольно-пропускные посты могли сличать номера полевой почты с номерами на сопроводительных документах. Штамп полевой почты наносился на номер специальными несмываемыми чернилами, обычно - темно-красными или черными. Этот метод широко применялся как на территории Германии, так и на оккупированных землях.
Следует отметить, что многие трофейные машины часто использовались в германской армии без перекрашивания, потому очевидцы свидетельствуют, что в 1941 году на дорогах России можно было встретить грузовики с немецкими номерами и обозначениями, но с польскими, французскими, бельгийскими обозначениями на не перекрашенных бортах кузовов и фургонов.
|