Российский рынок антиквариата ежегодно растет на 20%
Годовой объем антикварного рынка в РФ оценивается в 500–700 млн. долларов. При этом инвестиции в антиквариат приносят 20-30% годовых в среднем. Основным достоинством рынка, как и сотни лет назад, является весьма ограниченное предложение – ценности, за которыми охотятся коллекционеры, интересны тем, что их больше не производят.
Бум на антиквариат аналитики связывают с диверсификацией активов новой русской элиты. Это явление того же порядка, что инвестиции в крепкие алкогольные напитки или в вино, в русское искусство (спрос на которое является чуть ли не драйвером мирового рынка аукционной торговли в последние годы) и т.п.
"Все это является предметами Luxury: элитное вино, ювелирные украшения, антиквариат – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" член международной ассоциации антикваров и арт-дилеров Григорий Бальцер. – Но все эти направления несколько различаются: тоже вино ограничено по срокам до 30 лет".
Однако активность коллекционеров из России год от года растёт и растёт во всех направлениях. "На рынке больше русских коллекционеров, чем русских картин", – признал ранее в той же студии "Сферы интересов" гендиректор Sotheby's Россия и СНГ Михаил Каменский. Некоторые российские банки даже стали предлагать своим клиентам услуги по арт-банкингу.
Говоря о ценообразовании на предметы старины, эксперты выделяют следующие факторы: качество работы, имя мастера, провенанс (история владения предметом), его художественная и историческая ценность и т.д. "Одна из проблем российского рынка – провенанс, – сетует Г.Бальцер. – К сожалению, на русское искусство в целом очень тяжело найти провенанс. Две мировые войны, 20-30-ые гг., когда предметы искусства перемещались без всяких записей…".
Тем не менее, для небезызвестного Остапа Бендера найти провенанс на коллекцию из 12 стульев Гамбса как раз таки в конце 20-ых гг. не составило труда: "социализм – это учет", чем и воспользовался аферист.
Как бы то ни было, на антиквариат российского происхождения спрос обеспечен уже в силу его дефицита. И вот многим хочется назвать наших коллекционеров патриотами, если бы не тот факт, что предметы русской старины большей частью хранятся за рубежом, что соответствует трендам глобализации. Ведь бум коллекционирования не исключительно российское явление. "Наиболее важные форпосты крупнейших инвестиционных компаний и галерей находятся в Азии, - подчеркивает М.Каменский. - На индийском, китайском рынках. Многообещающе выглядит регион Персидского залива".
Как рассказал РБК-ТВ потомственный французский антиквар Бенжамин Стейниц, главный инструмент экспертизы – натренированный глаз антиквара. Поэтому профессионалы с именем всегда гарантируют своему покупателю подлинность предмета. И в случае обнаружения признаков подделки порядочные антиквары возвращают деньги, подчеркнул Б.Стейниц.
Из предметов русского искусства среди коллекционеров особенно ценятся старинные писаные иконы и старинные литые иконы, что связано с периодом советского авангарда, говорят аналитики.