Икона Казанской Богоматери
Перед нами список с одной из наиболее прославленных и чтимых на Руси икон — Богоматери Казанской, в котором исходный «каноничный» образ оказался прочитан художником сквозь призму собственных богословско—эстетических предпочтений: прежде всего, его отличает традиционный характер технологии живописи и сравнительно большое внимание, уделенное материально — технической стороне процесса. Известно, что мастера ярославских земель заботились о долговечности собственных творений. Живопись пастозная, рельефная, письмо гладкое — все подчинено спокойному ритму круглящихся линий и их плавному характеру. Данью традиции предшествующих времен смотрится подчеркнуто графичная разделка ликов и манера окаймлять личное широкими черными контурами, создающими решительную границу меж изображением и фоном. Темный инкарнат рассчитан на отражение мерцающего огонька свечи или лампады, зажженной непосредственно перед Образом. Цвета одежд — традиционные, каноничные, но меж тем изысканные и глубокие; отделка, как это и было принято у мастеров города Романова на Волге, напоминает рисунок на гравюрах — четкий, жесткий, с преобладани отдельных, графичных, иногда жестко изломанных штрихов; часть декора — жемчужная обнизь — рельефная и напоминает эмаль. Очень выразителен музыкальный абрис плеча и рисунок чуть склоненной головы Богоматери. Фон, хотя и изыскан по цвету, несколько не активен и мало выразителен — возможно, икона по первоначальному замыслу художника должна была быть по фону и полям обложена басмой. Но и в нынешнем виде она отличается высоким профессиональным уровнем исполнения, законченностью, эстетическим совершенством и глубокой религиозно — философской наполненностью внутреннего звучания образа.