Икона Николая Угодника 19 век.
Старинная икона Святого Николы Чудотворца с розами на одеждах и с окладом из басмы. Икона: дерево, левкас, темпера, резьба по левкасу, поля обложены басмой из белого металла. Размеры иконы: 47,2х35,3х2,6 см. Россия, Поволжье, вторая половина XIX века, без реставрации, несколько мелких тонировок. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Данный памятник обладает повышенным внутренним масштабом – по сути, больше монументальным, фресковым началом, чем собственно иконописным. Это своего рода «крупноформатное» изображение, на котором Святой Николай Чудотворец изображен именно как «Русский Бог», как главный Патрональный Святой всей земли Российской. Иконография традиционная – седовласый и седобородый старец, в епископских одеждах, важной деталью и новшеством в изображении которых явилась замена геометрических орнаментов на крупные изображения садовых цветов, имеющие прямые аналоги и парафразы в разных видах русского народного искусства и художественных ремесел.Общий колорит – сдержанный, охристый, почти монохромный, лишь подчеркивающий выразительность белильных оживок и орнаментальных фрагментов, а также – повышающий художественную роль оклада, служащего своего рода «входом» в изображение. Дополнительную параллель орнаментам оклада (басмы) создает резьба по левкасу, как будто взрыхляющая фон, введение этого приема было рассчитано на освещение иконы пламенем свечи, на достижении иллюзии множественности источников света и т.д.
Поясные фигуры Христа и Богоматери на облаках напоминают о Чуде, произошедшем на Никейском соборе 325 года; раскрытая книга в руке Святого Николая является характерной иконографической деталью, указывающей на то, что перед нами образ, наследующий традиции именно 17 века, излюбленный старообрядцами 19 века.
Интересно другое – оба этих изображения, Христа и Богоматери, оказываются заключены в своеобразные обрамления, напоминающие квадрифолии – возможно, иконописец ориентировался на металлические дробницы характерной формы, которые священнослужители высокого ранга носили поверх облачений; то есть, возможно, что создавая данный образ художник сознательно ориентировался на искусство более раннего периода, на древнерусские культовые предметы.