Икона помогающая в родах XIX век
Старинная намоленная икона Пресвятая Богородица «Помощница в родах» иначе - «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах». Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27). В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт: верхняя одежда Богоматери - красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем, благословляет род человеческий.
На иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение».
Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.
В нашей иконе мы видим смешение нескольких из описанных выше иконографических типов, в результате которого появилось оригинальное и сложно символичное изображение: Богоматерь, изображенная ближе к западному, европейско – католическому типу Девы Марии, которая одновременно и молится, и призывает весь мир земной и небесной обратить взору к ее чреву, в котором находится будущий предвечный, жертвенный Агнец. Сохраняется традиционная символика цветов одежд – синий и алый с золотыми звездами, цвета неба и искупительной крови, царские цвета. Христос изображен отроком, с исполненным затаенной грусти и в то же время – смирения и покорности взором, в одной руке его находится свиток, а другая приподнята. Обилие круглящихся линий, специфическая форма складок одежд напоминают вновь и о самой жертвенной чаше с кровью Спасителя, то есть – неукоснительно в ее изобразительном языке проводится тема искупительной жертвы как залога будущего спасении вечной жизни. И в то же время – она акцентирует момент великого материнского подвига и момент молитвы материнской, ее Заступничества.
Само название иконы свидетельствует, что перед ней молятся о даровании роженицам благополучных родов и о их безболезненности, а также при серьёзных осложнениях, и о здоровье новорождённых (часто её помещают в их комнату), а так же – о даровании исцеления от бесплодия. Местночтимое празднование иконы «Помощь в родах» 8 января (26 декабря по старому стилю).
Особую репрезентативность иконе, безусловно, придает ее праздничное, напоминающее храмовое, убранство из фольги. В этом материале переданы и отголоски архитектурных элементов (архитектуры Храма – одновременно и земного, и небесного), и растительные элементы, и мир вещей – храмовой атрибутики. Круглящиеся, почти барочные, сверкающие золотом формы в сочетании с причудливым абрисом самого киота вызывают недвусмысленные ассоциации с золоченой резьбой архитектурных алтарей русских храмов 18 – первой половины 19 веков. В то же время, убранство иконы снова дополняет и развивает ее содержание – наибольший интерес представляет включение в него мотивов плодов, висящих на деревьях с зеленой кроной. Это яблоки – символы чистоты и спасения, и вечной жизни, и единственной истины на свете.
Такое тонкое исполнение, сложность по рисунку и композиции, удивительная сохранность и комплектность «убора» из фольги, удивительная подобранность по стилю киоту прихотливой формы – вот черты, отличающий рассматриваемый памятник от других образцов подобного плана.