Икона Спас Благое Молчание
Старинная икона с редким образом "Спас Благое Молчание" Один из типов изображения Христа в виде крылатого Эммануила с восьмиконечным нимбом и скрещенными на груди руками. Появление иконографии связано с византийским искусством и восходит к изображениям «Христа Ангела Великого Совета» (основанным на текстах пророчеств Ветхого Завета (Ис. 9:6; Мал. 3:1)), распространившимся в изобразительном искусстве Греции, Афона и Балкан в XIV – XV вв.
На Руси образ «Спаса Благое Молчание» впервые появляется в 1481 г. в росписи Успенского собора Московского кремля. Фреска расположена над входом в северный придел и представляет собой изображение Христа в своём реальном облике со сложенными на груди руками – знаком покорности и смирения. Спас изображается без крыльев и восьмиконечного нимба. Дошедшие до нас памятники XVI в. (икона из собрания ГТГ, шитая пелена 1598 г. из СПИХМЗ, фреска 1598 г. Смоленского собора Новодевичьего монастыря) относятся к такому же типу и указывают на еще неустойчивую иконографию.
В окончательном виде она сложилась к середине XVII в. Помимо жеста скрещенных на груди рук, появляется восьмиугольный («софийный») нимб – знак Премудрости Божией и символ воплощения Логоса, а также ангельские крылья – принадлежность вестника и Мессии, посланника Божия. Идея этой редкой иконографии – таинственная предопределённость Жертвы Христовой, уготованной ещё прежде начала времён: «Яко овьча на заколение ведеся, и яко агнець прямо стригоущему безъгласен, тако не отверзаетъ оустъ своихъ во смирении его…» (Ис. 53:5-7).
Первое известное изображение «Спаса Благое Молчание», сочетающее все характерные признаки, - это образ 1651 г. из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Он представляет символическое изображение Христа одновременно как Ангела, Эммануила, Софии Премудрости и Судии – Бога. Имеющаяся на иконе надпись раскрывает основное содержание сюжета, которое заключается в жертвенности Христа.
В XVII-XIX вв. иконография продолжает развиваться и обогащаться дополнительными атрибутами и смысловыми оттенками. Варьируется цвет одежд Ангела, появляются изображения херувимов и серафимов на одеждах или в руках Христа. Жест скрещенных рук иногда заменяется благословляющим. Из иконографии «Софии Премудрости Божией» заимствуется огневидный лик и архиерейские облачения.
В конце XVIII в. в старообрядческой иконописи Невьянска сложился особый извод, в котором Спас держит свиток с надписью «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61.1.). В композицию могут включаться изображения орудий страстей, а также ключа.
Эта сложная для истолкования и догматически насыщенная иконография занимала особое место в старообрядческой среде, ориентированной на древнюю святоотеческую и литургическую традицию. Дошедшие до нас памятники это, главным образом, старообрядческие живописные иконы и меднолитые образки.
Представленная икона является образом Спаса Благого Молчания в его каноническом виде. Христос в образе юноши изображен фронтально, пряди волос симметрично спадают на плечи, руки крестообразно сложены на груди, крылья за спиной занимают практически всё пространство средника. Одежды Спаса на иконе могут быть интерпретированы как белый дьяконский стихарь – символ чистой души, одежда спасения. Поручи напоминают узы Христа во время его страданий, а пояс – дарование Архиерею Божьей силы. Композиция и стиль иконы очень архаичны, что говорит о её принадлежности к старообрядческой среде.
Стиль и датировка. Икона исполнена сдержанно, канонично. «Земляная гамма» и ограниченный набор цветов указывают на использование красок местного производства. Личное объёмно, написано с помощью охрения жидкими белилами по серовато-зелёному санкирю. Общая монотонность, почти гризайльность изображения позволяет оценить тонкие цветовые нюансы живописи. Белые цвета (фона, одежд, личного) имеют свои оттенки и не сливаются в единое пятно, а наоборот, оттеняют друг друга. Складки одежд, слегка приплавленные прозрачным серым цветом, создают графичный, но мягкий рисунок.
Общая сдержанность, самоуглублённость образа характерна для искусства старообрядческой культуры «учёного» направления. Ориентируясь на средневековое прошлое, старообрядцы повторяли древние композиции, в точности следуя их иконографии и выразительности.