Старинная икона Святая Мария
Старинная икона Святой Марии Египетской. Имеются точечные тонировки на волосах, левой щеке, левой руке, ногах и одеяниях святой. Лик и фигура в целом сохранились хорошо. Возобновление осыпавшейся живописи по вертикальной трещине, проходящей через правое плечо святой. Частично восстановлены лики св. Зосимы и св. Марии в сцене причастия. Потёртости живописи.
Мария Египетская (дата смерти – 522г.) — святая из Александрии. В молодости вела греховный образ жизни. Оказавшись в Иерусалимском храме перед иконой Богоматери, св. Мария услышала голос, призывавший к покаянию. Осознав своё падение, она удалилась в Иорданскую пустыню, где прожила 47 лет в полном уединении и аскезе.
Единственный человек, который видел пустынницу после её отказа от мирской жизни, был иеромонах Зосима. У них состоялось три встречи, во время которых он оказался свидетелем святости преподобной. Первая встреча была случайна. Св. Зосима удалился для молитвы и поста в пустыню и там увидел св. Марию. Поразившись её наготой и измождением, старец укрыл отшельницу своим гиматием. Две другие встречи (каждая с разницей в год) были назначены старцу самой св. Марией. Через год монах причастил святую. Во время этой встречи св. Зосима стал свидетелем хождения св. Марии по водам Иордана. В третий раз св. Зосима обнаружил преподобную усопшей. Не имея сил похоронить тело, св. Зосима призвал на помощь льва, который и вырыл могилу.
Житие св. Марии было составлено в конце VII в. св. Софронием Иерусалимским. На Руси почитание святой утвердилось уже в XIV в. Одна из первых церквей, освященных в честь св. Марии Египетской, была поставлена на Кучковом поле в Москве. Широкое распространение изображений св. Марии в иконописи, в том числе и житийных, началось в XVII в. Этому способствовало то, что святая была покровительницей царицы Марии Ильиничны Милославской, первой супруги царя Алексея Михайловича. С XVIII в. в иконах преподобной появились изображения небесного сегмента с образом Владимирской Богоматери. Это было связано с представлениями о том, что именно легендарная Елеуса (копией которой и является прославленная Владимирская) остановила Марию в её беспутстве. Толчком к появлению такой иконографии послужило принесение в 1707 году дьяком Е.И. Украинцевым в дар Москве привезённого им из Иерусалима ковчега с мощами святой. Мощи торжественно были положены в московском Сретенском монастыре, основанном вскорости после строительства храма св. Марии. На внутренней крышке ковчега находилось изображение св. Марии, молящейся иконе Владимирской Богоматери.
Житие св. Марии — образец аскетического, сурового пути к святости, сделавшего её особенно почитаемой среди старообрядцев.
На данной иконе, согласно канону, св. Мария изображена стоящей в полный рост на фоне пустыни. Святая представлена в старческом облике, обнажённой, а её измождённое тело прикрыто гиматием св. Зосимы. Справа и слева центральной фигуры – сцены причащения св. Марии и её погребения. Вверху, в небесном сегменте – образ Христа Пантократора.
Образ имеет ряд особеных деталей. Старец Зосима, являвшийся священником Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи, ошибочно подписан на иконе как св. Зосима Соловецкий, что объяснимо глубоким почитанием этого святого в старообрядческой культуре и определённой неискушённостью народного иконописца. Пустыня представлена в образе смешанного елово-лиственного леса, отличающегося особым натуроподобием.
Подобные неточности и «жанровые» детали, неожиданно проникающие в каноническое изображение, особенно часты в искусстве юго-западного старообрядческого центра Ветка. В сравнении с иконописью других крупных мастерских (Урала, Поморья), с их ограниченным набором сюжетов и точным воспроизведением иконографических схем, искусство Ветки очень разнообразно и полно неожиданных деталей и композиционных решений.
Стиль и датировка. Цвета иконы яркие и праздничные. Обилие золота, чистые открытые тона создают радостное настроение. Иконописец сосредоточен не на передаче суровой повседневности отшельнического подвига, а на прославлении его результата, преображении св. Марии, её победе над страстями.
Стиль иконы отличает открытое простодушие и фольклорная нарядность, чему способствует живой, узнаваемый русский пейзаж и образ льва, словно навеянный народным искусством росписи и резьбы по дереву.
Личное написано объёмно, почти телесно, с обильным использованием белил. Присущая ему светоносная пышность — отголосок столичного «живоподобия», усвоенного живописью Ветки как специфически-декоративный приём. Сочетание красных тонов особого, малинового и сиреневатого оттенков с золотыми разделками, золотом цированного фона и травянистой зеленью позёмов – гамма, очень характерная для иконописи Ветки, чьё искусство достигло особого расцвета в начале-середине XIX в.