Древняя северная православная икона Апостол Евангелист Лука спаситель от темных сил. Русский Север 1690-1725 год
Сопроводительная документация
Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная деревянная икона с образом Святого Апостола Луки написана мастерами-иконописцами на рубеже 17-18 веков для украшения одного из древних деревянных храмов Русского Севера. Иконы Русского Севера вообще особенные и каждая такая икона – открытие, сокровенное знание, новая страничка православного бытия. Несколько сотен лет прожила икона в своем первозданном гармоничном мире, а теперь Вы можете стать обладателем древнего образа, который удивит Вас своей духовной силой, сердечным притяжением. Возможно, все триста с лишним лет икона и сохранялись, чтобы сегодня попасть в Ваш дом и сделать Вашу жизнь и жизнь Ваших близких гармоничной и счастливой! С небольшого круглого медальона на Вас смотрит святой Апостол Лука Евангелист. Необычен образ, написанный более трех сотен лет назад, и в этой необычности, как в окне в далекое прошлое, отразился весь самобытный талант русских иконописных мастеров, украшавших деревянные храмы Русского Севера… Простое письмо, но сколь оно привлекательно для зрителя, для ценителя старины, для исследователя древних икон! Охряной, почти оранжевый ободок опуши отделяет пространство иконы от окружающего мира, ведет в Мир Горний, в Небесную высь. В сиянии нежно-оливкового фона, светлеющего от нижнего края к верхнему – к нимбу, предстает перед молящимся фигура святого апостола или Архангела. Нет зажатости, нарочитого орнаментального заполнения пространства иконной доски, благодаря чему Ваш взгляд сразу концентрируется на лике, на фигуре святого. Икона в первозданном состоянии, только авторская 300-летняя живопись, без каких либо поновлений и вмешательств. Произведена профессиональная расчистка от грязи, закрепление и покрытие защитным составом. Икона не требует реставрации и полностью готова к размещению в частную коллекцию или музейное собрание. Размер иконы: 18,5х14 см; диаметр центрального медальона: 13 см.С небольшого круглого медальона на Вас смотрит святой. Необычен образ, написанный более трех сотен лет назад, и в этой необычности, как в окне в далекое прошлое, отразился весь самобытный талант русских иконописных мастеров, украшавших деревянные храмы Русского Севера…
Простое письмо, но сколь оно привлекательно для зрителя, для ценителя старины, для исследователя древних икон!
Охряной, почти оранжевый ободок опуши отделяет пространство иконы от окружающего мира, ведет в Мир Горний, в Небесную высь. В сиянии нежно-оливкового фона, светлеющего от нижнего края к верхнему – к нимбу, предстает перед молящимся фигура святого апостола или Архангела. Нет зажатости, нарочитого орнаментального заполнения пространства иконной доски, благодаря чему Ваш взгляд сразу концентрируется на лике, на фигуре святого.
Цветовая гамма фигуры – созвучна фону. Нет тут «крика красок», охряные переливы оттеняются более темным оливковым мазком, гармония и спокойствие, уверенность в каждом изгибе складок одежд, в свечении ликов. Свечение ликов – в плавных теневых переходах от темной охры к светлым. Как делали эти плави древние мастера, пользуясь скромным набором инструментов и красок – загадка, непостижимая тайна…
Нетипичны образы, но этим и хороши, этим и воздействуют на сознание, на душу зрителя: в сдержанной динамике как будто слышится добрая, неспешная и тихая речь: «все будет хорошо, всем по молитве будет дадено».
Добрый и оптимистичный посыл – главный смысл такой иконы.
Иконы Русского Севера вообще особенные и каждая такая икона – открытие, сокровенное знание, новая страничка православного бытия. Несколько сотен лет прожила икона в своем первозданном гармоничном мире, а теперь Вы можете стать обладателем древнего образа, который удивит Вас своей духовной силой, сердечным притяжением.
Возможно, все триста лет икона и сохранялась, чтобы сегодня попасть в Ваш дом и сделать Вашу жизнь и жизнь Ваших близких гармоничной и счастливой!
Круглая форма, наплывы доски с характерными отметинами от гвоздей, крепивших иконы, небольшой размер… Что Вам говорит это перечисление деталей? Все верно: икона из церковного иконостаса, а точнее сказать – из Царских Врат, но только вот размер почему такой маленький? Пытливый ум, сопоставляя все факторы, все же дознается до истины: размер икон говорит о размерах церковного иконостаса и вообще, о размерах храма: такого размера иконы могли быть размещены лишь в небольшой деревенской или сельской церкви, скорее всего – деревянной.
История Русского Севера, история иконописи этого края – сегодня в центре внимания не только музейных работников, но и серьезных коллекционеров. Особая духовность образов, необычность художественной трактовки, колорит северных икон так и манит собирателей древностей!
Старообрядческие общины покоряли Русский Север в периоды гонений, но иконопись процветала и в древних городах, и в известных селах – Каргополе, Сольвычегодске, Вологде, Архангельске, Холмогорах, Мезени. Над иконами работали как крупные артели, так и мастера одиночки. Совмещали работу над образами святых и кустарным промыслом мастера в деревнях и селах, и как знать, кто именно приложил свой искренний талант к этой небольшой церковной иконе?!
Крепкие бревна складывались в стены, маковки и крыши одевались в шишковатую щепу, кресты возвышались над храмами и окрестными крестьянскими избами: даже в малой деревушке строили часовенку, в крупных селах ставили большие, удивительной архитектуры, церкви.
Были люди побогаче – звали мастеров писать иконы в иконостас, расписывать знаменитые «небеса», а нет, так справлялись своими силами, находили в родной деревне рукодельников, умевших держать кисть в руке. А уж те, помолившись, брались за доброе дело, и церковка украшалась самобытными и добрыми иконами, которым будет суждено намного пережить и мастеров и прихожан.
Русский Север – территория обширная и отдаленная от «передового» центра империи, а потому жизнь тут как будто застывала на десятилетия и даже на столетия, что Вы можете наблюдать в этой старинной иконе, которая по стилистике может быть отнесена не к 18-му, а к 17-веку.
Русские мастера строили пусть и просто, но на века, поэтому и сегодня упорному туристу могут открыться сокровенные места, где в гармонии с природой еще чернеют наклонившимися крестами стены древних молелен, храмов и часовенок. Многие из них стоят в отдалении от жилья, некоторые сосуществуют с современными крестьянскими постройками, наиболее интересные храмовые комплексы оберегаются от разрушения и реставрируются государством.
Минули столетия, революция внесла свои жестокие коррективы: в вихре уходящей из душ людей веры начали исчезать и бесценные памятники старины – храмы, а вместе с храмами утратились и иконы. Где-то красота гибла насильственно, горели церкви, кололись на дрова ценнейшие древние доски икон, а где то живописные и архитектурные памятники пали жертвами забвения, обыкновенного людского равнодушия.
Тем не менее, государство еще в первые советские годы проявило интерес к сохранению древних икон, снаряжались экспедиции, вывозились в центральные музеи страны ценные, с точки зрения специалистов, иконы.
В середине прошлого века к поиску и вывозу икон подключились коллекционеры, но надо помнить, что в условиях советской России операции со старинными иконами были под запретом, к тому же многие поселения были столь отдалены и затеряны в лесах на обширных территориях, что обнаружить и вывезти иконы не представлялось возможным.
Однако нужно сказать и о еще об одном важном обстоятельстве, благодаря которому Вы сегодня можете купить для себя или в подарок эту и другие старинные иконы на сайте 1939.ru.
В годы безбожия находились такие неравнодушные люди в тех поселениях, где разрушались и гибли храмы, которые, даже рискуя своей свободой, спасали старинные иконы и сберегали их, прятали в своих домах.
Причем даже в советское более позднее время, в годы полного забвения храмов, видя плачевное состояние памятников, люди совсем другого поколения, не верящие в Бога, приходили в заброшенные храмы и вытаскивали иконы, бережно храня их в избах. Они не знали, что за иконы они хранят, какие святые изображены на потемневших досках, но что-то подсказывало им, что эти предметы надо спасать от гибели.
Перед Вами сейчас одна из таких икон, находившихся в маленькой деревянной церкви в Архангельской глубинке. Храм был заброшен после революции и судьба его пущена на самотек. В какой-то момент местные жители стали разбирать иконы из низкого иконостаса по своим домам. Людям хотелось сберечь образы, перед которыми молились предки, с которыми были связаны многие события из жизни, ведь любой деревенский храм это место, где совершаются самые главные Таинства – люди принимают святое Крещение, оставляют грехи, венчаются, отсюда их отправляют в последний путь. Вся жизнь православного воцерковленного человека связана с храмом, сюда он несет свои горести и радости, тут ставит свечи в благодарность святым за совершенные добрые дела, за реальную помощь, пришедшую с Небес.
Иконы из храмов забирали в несколько этапов, так было и тут. Обычно сначала забирали все «ясные» иконы – то есть наиболее хорошо сохранившиеся, светлые, на которых еще не потемнела от времени олифа. Потом брали «что похуже, послепее», добираясь уже до икон второго яруса, залезая на тябла иконостаса.
Последними из храмов забирали «черные доски», на которых уже практически ничего не было видно и лишь угадывались под темной пеленой древней олифы рельефные нимбы, фигуры святых…
Но даже после этого в храме еще оставались иконы, и именно такая икона сейчас может стать Вашей: маленькие иконы в створках Царских Врат оставались незамеченными, слишком уж они были малы по сравнению с размерами икон из иконостаса. Были еще и иконы в столбах, к которым на петлях крепились дверки.
Несколько иконок из Царских врат удалось спасти из почти полностью разрушенной церкви: к моменту спасения рухнула подгнившая маковка на заросшую зеленым мхом, крытую щепой, ветхую крышу.
Икона была черной, олифа потемнела за два с лишним столетия и реставратору пришлось бережно открыть живопись, благодаря чему Вы можете любоваться первозданной красотой и необычными красками этого образа, написанного мастером-иконописцем Русского Севера.
Чтобы икона зазвучала, Вы сможете ее обрамить в круглый киот, или рамку. Выбор цвета и материала останется за Вами, но ясно другое: такая маленькая икона-таблетка сможет не только стать яркой звездочкой в домашнем собрании старины, но и украсит Ваше жилище, сделается центром духовного притяжения, общения с Небом!
Рассмотрите древний образ, проникнитесь историей, которую мы Вам рассказали: поистине, икона может обрести в Вашем лице того хозяина, который станет не только ее владельцем, но и Хранителем, Спасителем. Что было ей уготовано в заброшенном храме – гибель, теперь же святой образ может храниться в Ваших бережных руках, в Вашем доме еще многие годы, десятилетия, века.
Иконы Русского Севера, говоря современным языком антикварного рынка, сегодня «в тренде», эта популярность Северных писем будет только нарастать, ведь уже ясно, что большинство икон перекочевало в музейные фонды или частные экспозиции и каждый появляющийся на антикварном рыночном поле, памятник, быстро находит своего нового владельца.
Сегодня многие люди рассматривают старинные иконы и как выгодную цель для инвестиций, антиквариат никогда не обесценивается, а наоборот, только прибавляет в цене и в долгосрочной перспективе приносит своим хозяевам уверенный доход.
Вы вправе сами распорядиться старинной иконой. Возможно, Вы захотите купить икону для того, чтобы в будущем передать ее своим детям и внукам, возрождая прекрасную русскую традицию. В этом случае небольшая древняя церковная икона получит долгую и счастливую жизнь в Вашей семье, даря радость от молитвы и созерцания удивительной живописи, созданной настоящим мастером своего дела в 18 веке в далеких прекрасных краях Русского Севера!
Святой апостол Лука, один из четырех апостолов-евангелистов, родился в Сирии, в городе Антиохии, где теперь в этом месте находится турецкий город Антакья. Его родители были, по-видимому, нееврейского происхождения, поскольку имя Лука происходит от Лукан, или Лукиан (Луциан), что указывает на его латинское происхождение. Большинство его биографов уверенно пишут, что святой Лука был римским гражданином. То, что святой евангелист Лука не был рожден иудеем, звучит и в Новом Завете, где в Послании к Колоссянам святой апостол Павел, передавая приветствия от друзей (Кол. 4, 10–15), в перечислении их имен отделяет святого Луку – «врача возлюбленного» от Аристарха и Иуста «из обрезанных».
Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм. Помимо новозаветного свидетельства о том, что святой Лука имел врачебное образование, святитель Димитрий Ростовский указывает, что святой евангелист был еще и живописцем. Также святитель и прочие исследователи жизни святого апостола пишут, что изо всех создателей Нового Завета, писавших по-эллински, самый чистый и правильный греческий обнаруживает евангелист Лука. Значит, он изначально получил хорошее и многостороннее образование, что закономерно для выходца из славного пристрастием к искусству и наукам Рима. Известно, что он также знал и арамейский, говорил с евреями так, что его трудно было отличить по речи от еврея, а с греками – от грека, то есть по примеру своего старшего друга первоверховного апостола Павла пытался быть как можно ближе к народам, в чьих местах он нес проповедь Христовой веры.
Когда весть об учении Иисуса и о творимых Им чудесах духовного и телесного исцеления распространилась, передаваясь из уст в уста, дальше Галилеи и в Галилею стали приходить желающие узнать о новом учении и страждущие из всех окрестных мест, о чем сказано в Евангелиях от Матфея (Мф. 4, 24-25) и от Луки (Лк. 4, 37; 6, 17), то поспешил сюда и врач Лука.
Думается, целью его путешествия было и стремление узнать о новом духовном знании, и любознательность целителя. Тогда вокруг Иисуса собралось великое множество народа, и Иисус сказал всем Свою Нагорную проповедь, начав ее с Заповедей блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26). Премудрость услышанного молодым человеком глубоко запала ему в душу, и с той поры он стал одним из самых верных учеников Христа, следуя за ним в числе прочих 70 с первой проповедью о Нем. Он был среди тех, кто видел Его крестную смерть и скорбел о Нем на Голгофе (Лк. 23, 44–49; Мф. 27, 45–50; Мк. 15, 33–41; Ин. 19, 28–37).
Евангелие от Луки многие христианские историки выделяют особо и по многим причинам: оно отличается от прочих не только хорошим греческим языком. В числе его особых достоинств – исключительная историческая полнота. В этом Евангелии описана часть событий, о которых не сказано у остальных евангелистов, в частности, приведена Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). Здесь же мы находим строки одной из известнейших молитв вечерних богослужений, которую называют пророчеством Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35). Будучи ученым, умеющим последовательно излагать свое повествование, именно с изложения цели начинает свое Евангелие святой апостол Лука, когда пишет, что она – цель – состоит в наиболее полном описании известных ему событий (Лк. 1, 3–4). Он провел настоящее исследование, используя и устное предание, и воспоминания самой Богоматери, поскольку долгое время гостил в Ее доме, отчего мы теперь имеем более подробное, чем в других Евангелиях, свидетельство о Благовещении Святой Деве, о встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, о Рождестве Святого Младенца Иисуса, о ранних годах Его жизни. Известно, что написание Евангелия и Деяний было адресовано некому благочестивому Феофилу-антиохийцу, о чем свидетельствуют и надписи на рукописях и обращение к Феофилу в начале Евангелия самого его автора (Лк. 1, 3).
Оно единственное, которое подробно рассказывает о встрече святого апостола Луки и другого ученика Иисуса, Клеопы, с воскресшим Иисусом по дороге в Эммаус (Лк. 24, 13–35). Об этом кратко упоминает лишь святой евангелист Марк (Мк. 16, 12–13), когда пишет о «двух на дороге». Это библейское событие спустя века вдохновляло на написание картин многих величайших гениев изобразительного искусства.
Клеопа и Лука беседовали о чуде Воскресения Христова, вселившем новые радостные надежды и ставшем Благой Вестью для всех последователей Спасителя, и о том, каким будет новое Его пришествие, и на пути встретили Иисуса, Который стал их попутчиком. Правда, как указывает святой евангелист Марк, Спаситель явился в другом образе, оттого они не узнали Его, и, к тому же, по воле Бога, как пишет святой апостол Лука, их глаза «были удержаны».
По дороге Он рассказал и разъяснил им все, что было о Нем сказано – и в ветхозаветных пророчествах, данных Моисею, и во всем Писании, но и тогда они еще не узнали Его. Когда все трое пришли в Эммаус, Он собрался было идти далее, но апостолы просили Его остаться и разделить вечернюю трапезу, и Он согласился. И когда Он преломил с ними на вечере хлеб – вот тогда они узнали Его, но Он тут же стал для них невидим. Однако в той беседе по дороге в Эммаус святому апостолу Луке было даровано особое, глубокое понимание всего Писания, которое весьма послужило ему для написания и Евангелия, и Деяний, и прочих богоугодных трудов.
Конечно, святые Господни ученики пожелали поскорее поделиться радостным известием с другими апостолами и тут же поторопились в Иерусалим. Там они нашли собравшихся вместе других апостолов и учеников, которые, в свою очередь, рассказали им, что Господь явился и апостолу Симону. И тут случилось еще одно явление Христово – во время этого разговора вновь явился среди них Иисус. Они были смущены, потому что подумали, что увидели духа, но Господь показал им Свои святые раны и попросил еды – Ему подали печеную рыбу и мед, и Он ел с ними. (Лк. 24, 36–43; Ин. 20, 19–25).
Проведя некоторое время с апостолами, святой апостол Лука вернулся в Антиохию. Проходя через Севастию, где покоились святые мощи Иоанна Предтечи, он просил отдать их ему, чтобы отнести в Антиохию. Севастийские христиане не отдали ему мощей, но позволили взять от них десницу, ту, которую Предтеча – Креститель возложил при Крещении на Святую главу Спасителя.
К тому времени жестокий царь Савл уже обратился в христианство (Деян. 9, 1–19) и по воле Божией стал одним из апостолов высочайшей мудрости – святым апостолом Павлом, одним из первоверховных апостолов. Его деятельность от Святого крещения до заключения в римскую темницу подробно описана в Деяниях святым апостолом Лукой. После Собора апостолов в Иерусалиме, с осени 49 года по осень 52-го святой апостол Лука сопровождал святого апостола Павла в его втором миссионерском путешествии, пройдя с ним многие страны (Деян. 15, 36–41; 16, 1–40; 17, 1–32; 18, 1–22).
Но на этот раз святой апостол Павел вернулся в Антиохию уже без Луки. Он оставил своего верного и надежного сотрудника в Греции, поручив ему основание Церкви Христовой в македонском городе Филиппы, где святой апостол Лука в течение нескольких лет полагал труды по распространению христианства в языческой Македонии. Весной 53 года святой апостол Павел вновь отправился в путешествие, которое также описано святым евангелистом Лукой (Деян. 18, 23–28; 19–28, 15). Оно закончилось в 58 году, и незадолго до его окончания апостол Павел посетил Филиппы, где находился святой апостол Лука и поручил ему пойти в Коринф собрать милостыню для бедных христиан Палестины. С тех пор они не разлучались – по возвращении святого апостола Луки из Коринфа они вместе отправились в Палестину, ходили в Финикию, Иудею. В Кесарии апостол Павел был взят под стражу, его препроводили в Рим, на суд кесаря, и все это время святой апостол Лука был при нем. Уже будучи в римской темнице во втором послании к любимому ученику Тимофею, которое завершается пожеланием его прибытия в Рим, апостол Павел предчувствует скорую кончину, с крайней печалью говорит, что все его оставили, и при нем остался лишь его верный спутник, святой апостол Лука (2 Тим. 4, 10).
Там же в Риме, под внимательным оком святого апостола Павла и под его руководством в 62–63 годах святым апостолом Лукой было написано его Евангелие, приблизительно в то же время были написаны и Деяния. Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.
Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года. После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.
Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.
Здесь мощи святого апостола Луки пребывали до второй половины IV века. Затем царь Констанций, сын святого Константина Великого, узнал о месте их нахождения по сведениям о великом количестве исцелений, совершавшихся от них в Фивах, о чем ему сообщил некий ахайский епископ. Царь отправил Артемия, христианского правителя Египта, с почестями перенести мощи святого евангелиста из Фив в Константинополь, что тот и сделал. Мощи святого были похоронены в земле в храме Святых апостолов, вместе с мощами Андрея Первозванного, которые до того находились в Патрах и также были перенесены в столицу Восточной метрополии, и мощами святого Тимофея, перенесенными по приказу того же Констанция из Эфеса.
Позже крестоносцы забрали святые останки апостола Луки в Рим, где они были положены в базилике Святого Петра, там они почивают и сейчас.
Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.
А в современных Фивах, на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти преданного служителя Христова здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и большое всеобщее празднество во имя беззаветного подвига верного Христова слуги.
Как молиться перед иконой Святого Луки Евангелиста
Молитва перед иконой Святого Луки первая.
О, святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и Апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабом Господним, яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертней, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Господа, святый Луко, да обновит в нас страх Господень, онже любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Луко, страх и премудрость, о нихже святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, имиже вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, сиречь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов. Помози нам, неразумным, да уразумеем Писание, еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинная словеса, да бежим от греха, яко от огня, и вси силы приложим, да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Луко, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творящий, да возможем стрелы Лукаваго, на всяк час в нас испущаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной, увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Луко, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.
Молитва перед иконой Святого Луки вторая.
О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.