Sidebar
Распечатать
Старинная икона Богоматери «Млекопитательница» или «Хиландарская Типикарница» с Афонским благословением. Афон 1892 год.
Цена: 12 000 руб.
Артикул : ar8080
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1892 год
Регион: Афон, Свято-Ильинский Скит
Размер: 12,5х8,5 см
Самовывоз: IST
Сопроводительная документация
Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона с образом Божией Матери «Млекопитательница», известная более под именем Хиландарская Типикарница, бережно хранится в Хиландарской обители на Святой Горе Афон, данная старинная икона выполнена для православных паломников, посещавших Ильинский Скит Святой Горы Афон. Икона выполнена методом шелкографии и наклеена на картон. Надпись по нижнему краю этой иконы звучит так: "Подобие иконы Пресвятой Богородицы Млекопитательницы явившейся от сотворения мира 6900 лета и воплощенная Бола слова 1392 лета декабря 26 дня". В овальных клеймах иконы Святителя Николая Чудотворца и Святого Иоанна Предтечи. Икона освящена и получила благословение Ильинского Скита Святой Горы Афон. Размер иконы: 12,5х8,5 см. Икона сохранилась в хорошем коллекционном состоянии. Икона Божией Матери Млекопитательница закреплена в современный застекленный багет-витрину, что позволит сохранить ее от неблагоприятного внешнего воздействия и загрязнений на ближайшие 100 лет. Размер багета-витрины: 17,5х12,5х3,5 см.Поделиться
О чем молиться и в чем помогает чудотворная сила иконы Божией Матери «Млекопитательница». В русской традиции подле иконы Богоматери «Млекопитательница» женщины молятся о скорейшем зачатии, об успешном течении беременности и благополучном родоразрешении. Обращаются к Небесной Заступнице и в вопросах вскармливания новорожденных чад – когда не хватает молока, или когда дите плохо берёт грудь. Молятся Богородице и о здоровье детей, их своевременном развитии. Однако в мировой христианской практике этому образу приписывают более значимую роль. Изображение кормящей Богородицы отождествляют с духовным просвещением человека. Точно благодатное материнское молоко, питающее дитя жизненными силами, Слово Божие проникает в нас через искреннюю молитву и приближает к обретению благодати. Подле этой иконы молятся об укреплении веры и о духовном совершенствовании. Икона Божией Матери «Млекопитательница» признана чудотворной. Празднование в её честь совершается 1 раз в год – 25 января. В этот же день почитается и другой православный Святой – Савва Сербский , который сыграл немалую роль в прославлении иконы кормящей Богородицы.
История образа «Млекопитательница»
Оригинальная икона Богоматери «Млекопитательница», известная более под именем Хиландарская Типикарница, бережно хранится в Хиландарской обители на Святой Горе Афон. В монастыре существует летопись, повествующая о чудесном обретении этого дивного образа.
Согласно преданию, изначально образ пребывал близ Иерусалима, в Лавре Святого Саввы Освященного, который знаменит составлением иерусалимского устава. Перед окончанием своего земного пути Святой оставил братии необычное завещание, которое более походило на предсказание. В завещании было сказано, что однажды к смертному одру Святого придёт его тёзка – благочестивый паломник, также обладающий именем Савва. Именно этому человеку необходимо будет вручить икону Богородицы «Млекопитательница» - святыню монастыря, славную своими чудотворениями. После смерти Святого минуло семь столетий, образ по-прежнему пребывал в Лавре, а о пророчестве постепенно начали забывать…
Но в первой половине 13-го столетия предсказанию суждено было сбыться. Однажды в Лавре появился паломник – первый архиепископ Сербии, святитель по имени Савва. Он был самым младшим сыном основателя королевской династии Сербии, короля Немани. Ради монашеской жизни Савва отказался от престолонаследования и посвятил себя служению Господу.
В тот момент, когда он справлял сердечную молитву подле гроба Саввы Освященного, случилось чудо. Сначала стоявший подле гроба жезл Святого упал на пол, а затем икона Божьей Матери «Млекопитательница» внезапно начала наклоняться. Монахи Лавры, узрев всё это, догадались о том, что буквально на их глазах сбывается древнее пророчество. Савве Сербскому вручили игуменский жезл преподобного Саввы и передали в дар две иконы Богородицы – «Млекопитательницу» и «Троеручицу».
Савва Сербский с искренней благодарностью принял дары и направился обратно в свою страну. Но вышло так, что дорога завела его на Святую Гору Афон, где он основал Хиландарский монастырь. Именно в этой обители оставил паломник чудотворную икону «Млекопитательница». Впоследствии сам Савва, а также его отец, принявший постриг и взявший имя Симеон, проявили огромное участие в становлении и развитии Хиландарского монастыря.
Чудотворная икона была помещена в Карейскую келью, которая позже стала величаться Типикарницей потому, что в ней писался, а позже и хранился Типик – храмовый устав, написанный самим Саввой Сербским. Эта келья располагалась в центре Афона – Карее (за что и получила своё название). Она была предназначена для монахов, которые желали удалиться и в одиночестве предаться молитве и размышлениям о Боге. Примечательно, что Карейская келья была абсолютно автономной и имела собственного настоятеля. Её связь с Хиланадрским монастырём заключалась лишь в том, что игумены Хиландара сами назначали настоятеля кельи.
Удивительно было расположение иконы «Млекопитательница» в этой необычной келье. При ней устроили небольшую церковь, где и разместили чудотворный образ, причем не слева от царских врат, как того требовала традиция, а справа. Обычно на этом месте располагается икона Святой Троицы или образ Иисуса Христа . Однако Савва, питавший к «Млекопитательнице» особый трепет, решил выразить своё почтение именно таким образом. А традиционное место богородичной иконы, напротив, было отдано образу Господа. Икона Пресвятой Девы Хиландарская Трипикарница пребывает в своей обители и по сей день.
История почитания иконы Божией Матери «Млекопитательница» на Руси
Впервые Русь узрела икону Божией Матери «Млекопитательница» в далёком 1392 году, когда духовная миссия из итальянского города Бари привезла список этого дивного образа. Его с великими почестями проводили в Благовещенский Собор Московского Кремля, где и выставили для всеобщего поклонения. Удивительно, что икона в один час приобрела своё, русское имя – «Блаженное чрево». Так случилось потому, что одна из прихожанок храма, увидев образ, восторженно проговорила строки из Евангелие «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Но в 14 столетии образ не получил широкого распространения на Руси, о нём постепенно начали забывать. А в советское время икона икона «Блаженное чрево» пропала из Богоявленского собора и до сих пор место её пребывания остаётся загадкой.
Второй раз упоминания об иконе Божией Матери, по иконографии схожей с «Млекопитательницей», появились на Руси в 1650 году. Недалеко от Минска, в городе Крестогорск жители обнаружили на дереве икону кормящей Богородицы. Позже на этом месте был сооружен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а явленный образ стал его основной святыней. Икона прославилась как чудотворная – по молитвам перед ней женщины успешно вынашивали и вскармливали детей, супруги обретали мир и гармонию, в семьях царило счастье, страдальцы излечивались от недугов и, как гласит предание, горожане даже были спасены от экспансии шведов. Но образ постигла та же печальная участь, что и «Блаженное чрево» - во время бесчинств безбожной власти он был утрачен.
В следующий раз икона Божией Матери «Млекопитательница» попала в нашу страну в 1848 году во время мисси афонского монаха Игнатия по сбору пожертвований для Ильинской обители на Афоне. Пока образ пребывал в Москве, его увидел Василий Иванович Макарухин (впоследствии Святой Варсонофий) – промышленник, занимавшийся производством храмовой утвари. На тот момент Макарухину было 43 года, и он был достаточно далёк от церковной жизни.
Божественным ли провидением или милостью Пресвятой Богородицы, но во время уединенной молитвы перед Её иконой «Млекопитательница» Василий Иванович получил духовное перерождение. Укрепившись в вере, он решил пожертвовать своё богатство на дело богоугодное и светлое – строительство монастыря во славу иконы кормящей Богоматери. Так появляется проект возведения Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. Несколько лет спустя после сооружения первых монастырских построек, в 1879 году, Макарухин покидает свой родной город – Москву – и отправляется в Тулу, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Там в 1890 году он и оканчивает свой земной путь.
В мрачный для православного человека период, когда богоборческая власть надругалась над храмами и святынями, горькая участь не обошла стороной и Богородичный Щегловский монастырь. Он был практически полностью разрушен, варварски разграблен и закрыт. К несчастью, пропала из обители и чудотворная икона Богоматери «Млекопитательница», которую в 1859 году по заказу основателя монастыря написали на Святой Горе Афон. Зато удалось сохранить другой список этого образа – он был создан для церкви Никандра Псковского (находится на территории монастыря). Икона, оставшаяся в неприкосновенности благодаря усилиям монахов, также прославилась чудотворениями.
Когда период религиозной смуты в нашей стране закончился, началось возрождение православных святынь. И сегодня Богородичный Щегловский монастырь, пока что единственный в России, устроенный в честь иконы «Млекопитательница», вновь распахнул двери для своих прихожан.
Почитание иконы Божией Матери «Млекопитательница» на Западе
Образ кормящей Богородицы особенно полюбился жителям южных стран – Италии и Греции. История почитания «Млекопитательницы» здесь тесно переплетается со всеми сферами жизни общества. Так, прообразом легендарной картины Леонардо да Винчи Мадонна Литта, на которой изображена Дева с младенцем, является именно икона Богородицы «Млекопитательница».
Эта гениальная картина, вдохновленная дивными фресками кормящей Божией Матери (которые можно увидеть во многих базиликах Италии) со временем была признана как подлинный шедевр. Талантливому художнику удалось создать невероятно нежный и возвышенный образ материнства – символ безусловной любви, где один человек всецело и без оглядки отдаёт себя служению излюбленному существу, ребёнку. Особенно отрадно, что лицезреть эту потрясающую работу сегодня можно в России, в стенах Эрмитажа (Санкт-Петербург). Существует легенда, что во время властвования богоборцев, когда поход в церковь приравнивался к постыдному поступку, тысячи православных христиан приходили в Эрмитаж, чтобы полюбоваться Мадонной Литта, которая хоть и отдалённо, но всё же напоминает образ кормящей Пресвятой Богородицы.
Почему икона Божией Матери «Млекопитательница» получила столь широкое распространение в католическом мире, что даже именитые художники вдохновлялись её образом? Вероятнее всего потому, что именно здесь шла наиболее активная борьба с монофизитством. С другой стороны, итальянская католическая церковь всегда особо радела за единство семьи, здоровье младенцев и естество в их взращивании. Даже в наши дни итальянские семьи славятся многодетностью и преданной верностью супругов.
В Италии существует бесчисленное количество чтимых списков иконы кормящей Богородицы. Самый прославленный из них находится в Равенне в Базилике Святого евангелиста Иоанна. Образ, написанный в XIV веке, признан чудотворным.
Ещё один глубоко чтимый в католическом мире список иконы «Млекопитательница» пребывает в Вифлееме в Молочном Гроте – небольшой пещере, где, согласно легенде, Дева Мария вскармливала Своего Божественного Сына. Предание гласит, что несколько капель из Её персей пролились на каменный пол, и весь грот тут же окрасился в белый цвет. В Молочном Гроте никогда не иссякает толпа паломников – существует множество свидетельств, как после искренней молитвы в этом месте женщины исцелялись от бесплодия, а юные чада, обладающие недугами, разрешались от своего бремени.
Молитва перед иконой «Млекопитательница»
Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.
Оригинальная икона Богоматери «Млекопитательница», известная более под именем Хиландарская Типикарница, бережно хранится в Хиландарской обители на Святой Горе Афон. В монастыре существует летопись, повествующая о чудесном обретении этого дивного образа.
Согласно преданию, изначально образ пребывал близ Иерусалима, в Лавре Святого Саввы Освященного, который знаменит составлением иерусалимского устава. Перед окончанием своего земного пути Святой оставил братии необычное завещание, которое более походило на предсказание. В завещании было сказано, что однажды к смертному одру Святого придёт его тёзка – благочестивый паломник, также обладающий именем Савва. Именно этому человеку необходимо будет вручить икону Богородицы «Млекопитательница» - святыню монастыря, славную своими чудотворениями. После смерти Святого минуло семь столетий, образ по-прежнему пребывал в Лавре, а о пророчестве постепенно начали забывать…
Но в первой половине 13-го столетия предсказанию суждено было сбыться. Однажды в Лавре появился паломник – первый архиепископ Сербии, святитель по имени Савва. Он был самым младшим сыном основателя королевской династии Сербии, короля Немани. Ради монашеской жизни Савва отказался от престолонаследования и посвятил себя служению Господу.
В тот момент, когда он справлял сердечную молитву подле гроба Саввы Освященного, случилось чудо. Сначала стоявший подле гроба жезл Святого упал на пол, а затем икона Божьей Матери «Млекопитательница» внезапно начала наклоняться. Монахи Лавры, узрев всё это, догадались о том, что буквально на их глазах сбывается древнее пророчество. Савве Сербскому вручили игуменский жезл преподобного Саввы и передали в дар две иконы Богородицы – «Млекопитательницу» и «Троеручицу».
Савва Сербский с искренней благодарностью принял дары и направился обратно в свою страну. Но вышло так, что дорога завела его на Святую Гору Афон, где он основал Хиландарский монастырь. Именно в этой обители оставил паломник чудотворную икону «Млекопитательница». Впоследствии сам Савва, а также его отец, принявший постриг и взявший имя Симеон, проявили огромное участие в становлении и развитии Хиландарского монастыря.
Чудотворная икона была помещена в Карейскую келью, которая позже стала величаться Типикарницей потому, что в ней писался, а позже и хранился Типик – храмовый устав, написанный самим Саввой Сербским. Эта келья располагалась в центре Афона – Карее (за что и получила своё название). Она была предназначена для монахов, которые желали удалиться и в одиночестве предаться молитве и размышлениям о Боге. Примечательно, что Карейская келья была абсолютно автономной и имела собственного настоятеля. Её связь с Хиланадрским монастырём заключалась лишь в том, что игумены Хиландара сами назначали настоятеля кельи.
Удивительно было расположение иконы «Млекопитательница» в этой необычной келье. При ней устроили небольшую церковь, где и разместили чудотворный образ, причем не слева от царских врат, как того требовала традиция, а справа. Обычно на этом месте располагается икона Святой Троицы или образ Иисуса Христа . Однако Савва, питавший к «Млекопитательнице» особый трепет, решил выразить своё почтение именно таким образом. А традиционное место богородичной иконы, напротив, было отдано образу Господа. Икона Пресвятой Девы Хиландарская Трипикарница пребывает в своей обители и по сей день.
История почитания иконы Божией Матери «Млекопитательница» на Руси
Впервые Русь узрела икону Божией Матери «Млекопитательница» в далёком 1392 году, когда духовная миссия из итальянского города Бари привезла список этого дивного образа. Его с великими почестями проводили в Благовещенский Собор Московского Кремля, где и выставили для всеобщего поклонения. Удивительно, что икона в один час приобрела своё, русское имя – «Блаженное чрево». Так случилось потому, что одна из прихожанок храма, увидев образ, восторженно проговорила строки из Евангелие «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Но в 14 столетии образ не получил широкого распространения на Руси, о нём постепенно начали забывать. А в советское время икона икона «Блаженное чрево» пропала из Богоявленского собора и до сих пор место её пребывания остаётся загадкой.
Второй раз упоминания об иконе Божией Матери, по иконографии схожей с «Млекопитательницей», появились на Руси в 1650 году. Недалеко от Минска, в городе Крестогорск жители обнаружили на дереве икону кормящей Богородицы. Позже на этом месте был сооружен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а явленный образ стал его основной святыней. Икона прославилась как чудотворная – по молитвам перед ней женщины успешно вынашивали и вскармливали детей, супруги обретали мир и гармонию, в семьях царило счастье, страдальцы излечивались от недугов и, как гласит предание, горожане даже были спасены от экспансии шведов. Но образ постигла та же печальная участь, что и «Блаженное чрево» - во время бесчинств безбожной власти он был утрачен.
В следующий раз икона Божией Матери «Млекопитательница» попала в нашу страну в 1848 году во время мисси афонского монаха Игнатия по сбору пожертвований для Ильинской обители на Афоне. Пока образ пребывал в Москве, его увидел Василий Иванович Макарухин (впоследствии Святой Варсонофий) – промышленник, занимавшийся производством храмовой утвари. На тот момент Макарухину было 43 года, и он был достаточно далёк от церковной жизни.
Божественным ли провидением или милостью Пресвятой Богородицы, но во время уединенной молитвы перед Её иконой «Млекопитательница» Василий Иванович получил духовное перерождение. Укрепившись в вере, он решил пожертвовать своё богатство на дело богоугодное и светлое – строительство монастыря во славу иконы кормящей Богоматери. Так появляется проект возведения Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. Несколько лет спустя после сооружения первых монастырских построек, в 1879 году, Макарухин покидает свой родной город – Москву – и отправляется в Тулу, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Там в 1890 году он и оканчивает свой земной путь.
В мрачный для православного человека период, когда богоборческая власть надругалась над храмами и святынями, горькая участь не обошла стороной и Богородичный Щегловский монастырь. Он был практически полностью разрушен, варварски разграблен и закрыт. К несчастью, пропала из обители и чудотворная икона Богоматери «Млекопитательница», которую в 1859 году по заказу основателя монастыря написали на Святой Горе Афон. Зато удалось сохранить другой список этого образа – он был создан для церкви Никандра Псковского (находится на территории монастыря). Икона, оставшаяся в неприкосновенности благодаря усилиям монахов, также прославилась чудотворениями.
Когда период религиозной смуты в нашей стране закончился, началось возрождение православных святынь. И сегодня Богородичный Щегловский монастырь, пока что единственный в России, устроенный в честь иконы «Млекопитательница», вновь распахнул двери для своих прихожан.
Почитание иконы Божией Матери «Млекопитательница» на Западе
Образ кормящей Богородицы особенно полюбился жителям южных стран – Италии и Греции. История почитания «Млекопитательницы» здесь тесно переплетается со всеми сферами жизни общества. Так, прообразом легендарной картины Леонардо да Винчи Мадонна Литта, на которой изображена Дева с младенцем, является именно икона Богородицы «Млекопитательница».
Эта гениальная картина, вдохновленная дивными фресками кормящей Божией Матери (которые можно увидеть во многих базиликах Италии) со временем была признана как подлинный шедевр. Талантливому художнику удалось создать невероятно нежный и возвышенный образ материнства – символ безусловной любви, где один человек всецело и без оглядки отдаёт себя служению излюбленному существу, ребёнку. Особенно отрадно, что лицезреть эту потрясающую работу сегодня можно в России, в стенах Эрмитажа (Санкт-Петербург). Существует легенда, что во время властвования богоборцев, когда поход в церковь приравнивался к постыдному поступку, тысячи православных христиан приходили в Эрмитаж, чтобы полюбоваться Мадонной Литта, которая хоть и отдалённо, но всё же напоминает образ кормящей Пресвятой Богородицы.
Почему икона Божией Матери «Млекопитательница» получила столь широкое распространение в католическом мире, что даже именитые художники вдохновлялись её образом? Вероятнее всего потому, что именно здесь шла наиболее активная борьба с монофизитством. С другой стороны, итальянская католическая церковь всегда особо радела за единство семьи, здоровье младенцев и естество в их взращивании. Даже в наши дни итальянские семьи славятся многодетностью и преданной верностью супругов.
В Италии существует бесчисленное количество чтимых списков иконы кормящей Богородицы. Самый прославленный из них находится в Равенне в Базилике Святого евангелиста Иоанна. Образ, написанный в XIV веке, признан чудотворным.
Ещё один глубоко чтимый в католическом мире список иконы «Млекопитательница» пребывает в Вифлееме в Молочном Гроте – небольшой пещере, где, согласно легенде, Дева Мария вскармливала Своего Божественного Сына. Предание гласит, что несколько капель из Её персей пролились на каменный пол, и весь грот тут же окрасился в белый цвет. В Молочном Гроте никогда не иссякает толпа паломников – существует множество свидетельств, как после искренней молитвы в этом месте женщины исцелялись от бесплодия, а юные чада, обладающие недугами, разрешались от своего бремени.
Молитва перед иконой «Млекопитательница»
Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...