Сопроводительная документация
Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная деревянная икона с образами Святого Александра Невского покровителя дипломатов и военных и Святой Марии преподобной Радонежской целительницы. Икона написана в Москве на рубеже XIX–ХХ веков. Икона: дерево, масло. Размер: 26,3х21,5х2 см. Идеальная сохранность живописи – прекрасный коллекционный экземпляр. Икона святых покровителей для Александра или Марии. Фигуры святых представлены в легком трехчетвертном развороте, взгляд Марии устремлен в глубь ее собственных мыслей, в то время как очи Александра Невского возведены горе, к Небесам, возможно, к расположенному в иконостасе или куполе барабана церкви образу Спасителя.Стилистически включает в себя отголоски сразу двух начал – академического и зарождающегося неовизантийского и неорусского.
Мощи преподобной Марии находились в Покровском соборе, даже после его многочисленных реконструкций и постройки нового храма. Остались многочисленные свидетельства чудесных исцелений у гроба святой Марии, трижды молитвы к преподобной Марии избавили обитель от эпидемии холеры. Также были отмечены исцеления младенцев, родители которых обращались к святой с молитвой. День памяти: 11 октября, 31 января.
Хороший образец русской иконы позднего синодального периода, предположительно, храмовой. Несомненным ее достоинством является пейзажный фон дальнего плана, выписанный, на сколько это возможно в произведении данного жанра, реалистический, представляющий собой обобщенный пейзаж южного (итальянского?) приморского города. Между первым и дальним планами присутствует пространственная и колористическая связь. Определенного внимания равно заслуживает и изображение трав под ногами фигур святых, и как будто растворяющиеся в дымке горы и леса на горизонте.
Фигуры святых представлены в легком трехчетвертном развороте, взгляд Марии устремлен в глубь ее собственных мыслей, в то время как очи Александра Невского возведены горе, к Небесам, возможно, к расположенному в иконостасе или куполе барабана церкви образу Спасителя.
Стилистически включает в себя отголоски сразу двух начал – академического и зарождающегося неовизантийского и неорусского.
От первой традиции идет решение пространства, трехмерное реалистическое изображение фигур, естественность их поз и пропорций, характера облегания тел складками широких ниспадающих одежд, детали и характер костюмов и атрибутов, типы ликов. Зарождающееся же неовизантиское начало нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике в стремлении показать князя именно в русском воинском убранстве, как некоего сказочного витязя, и виде шрифтов.
Колорит природный, соответствует изображаемому дневному естественному освещению и естественным природным цветам. Символика цвета почти полностью уступает место задачам достижения максимальной реалистичности. Этой же цели следует и условное, почти западное, изображение нимбов.
Рассматриваемому памятнику можно найти определенное число аналогий как в иконописи, так и в настенной храмовой провинциальной живописи конца 19 века. Следует отметить хороший уровень письма. Данное произведение является культурной ценностью, представляет антикварно – коллекционный интерес.
Александр Невский родился в знатной семье 30 мая 1220 года в древнем русском городе Переславль-Залесский. Его отец – прославленный князь Ярослав Всеволодович, сын великого Всеволода III Большое Гнездо, а мать – благородная рязанская княжна Феодосия Игоревна. Высокая государственная должность маленькому Александру была предначертана с раннего детства, и ещё в отроческом возрасте он был благословлён епископом Суздальским Симоном на верное служение Святой Руси и Православной вере.
Александр принял русские земли в один из самых тяжёлых периодов в истории нашей страны. С одной стороны Русь разоряли беспощадные баскаки из Золотой Орды, а с другой стороны грозила католическая экспансия и литовские захватчики. Много сражений выпало на долю Святого Александра Невского, и из каждого из них князь неизменно выходил победителем, завоевав славу величайшего из полководцев.
В 1240 году латиняне, обрадованные тем, что во время войны с золотоордынским ханом Батыем слегли лучшие русские воины, отправили своё войско на Русь. Сам Папа Римский благословил армию мародёров на совершение этого похода, печально известного под именем «крестовый». Первыми вторглись на Русь шведы, ведомые князем Биргером, зятем шведского короля. Коварный захватчик, расположившийся на берегах Невы, отправил Александру послание, которое провозглашало пленение русских земель.
У Александра не было времени на сборы многочисленной рати, поэтому в свой первый серьёзный военный поход он выступил лишь с небольшой дружиной. Предварительно великий князь всю ночь провёл в горячих молитвах, склонив колени перед святыми православными образами в Храме Святой Софии. Утром он вышел к своим воинам и молвил проникновенную речь, каждое слово которой наполняло сердца дружинников отвагой и верой: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!».
Князь дал бой на берегах Невы, – ожесточённая схватка между католическими захватчиками и заступниками православной веры закончилась грандиозной победой русских воинов, а Александра в честь этого великого события стали величать Невским. Латиняне дивились тому, что русскому князю со столь немногочисленным войском удалось одержать победу над огромной армией шведов. Но очевидцы тех событий утверждали, что сами Святые Борис и Глеб сошли с небес на землю, чтобы поддержать Александра и помочь молодому князю отстоять Православную Русь.
Божественная помощь не покидала Александра и в других сражениях. 5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась легендарная битва русских воинов с немецкими захватчиками, известная под именем «Ледовое побоище». И снова войско неприятеля было многочисленнее, чем русская рать, и вновь Святой Александр с мольбою о помощи воззвал к Господу Богу. Русская земля обагрилась немецкой кровью, захватчик в панике пытался бежать с православных земель, но тёмные воды Чудского озера навеки погребли немцев под своими льдами. Во время сражения люди видели небесное воинство, которое сражалось на стороне Александра. Победа вновь была за Православной Русью.
Это великое сражение на многие годы вперёд стало надёжной защитой русских земель от запада. Слава о грозном и непобедимом Александре Невском разлетелась «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Ни один правитель не хотел обрести себе кровного врага в лице великого русского князя. И лишь татаро-монгольский хан Батый оставался противоборствующей силой и угрозой для русских земель.
Однако Золотую Орду одолеть войной было невозможно, ибо войско татаро-монголов было многочисленнее и грознее, чем любая русская или европейская рать. И Александр Невский решил взять золотоордынского хана хитростью. Получив благословление от епископа Кирилла, князь отправился на переговоры с Батыем в его ханство.
В это время в Золотой Орде начались междоусобицы, ханы не могли договориться между собой, каждый пытался захватить власть. Политическое положение Батыя было хрупким, ему требовался надёжный союзник. Наслышанный о подвигах и победах Александра, Батый воздал ему почести и с радостью принял предложение русского князя о мире. Александр пообещал хану военную поддержку, а Батый дал слово прекратить разорительные набеги баскаков на Русь. В знак вечной дружбы татаро-монгольский хан нарёк Александра своим приёмным сыном – союз между двумя странами был заключен.
В 1256 году равновесие пошатнулось – хан Батый умер, а его сын Сартак, названный брат Александра, был коварно отравлен. Русскому князю пришлось вновь ехать в Орду, чтобы сохранить мир и покой в русских землях. Новый хан Берке также нуждался в политической и военной поддержке Руси, поэтому Александру Невскому не составило труда заключить союз и с ним. А вскоре усилиями князя в Орде была учреждена Епархия русской Православной Церкви.
Это событие стало отправной точкой в формировании современного облика многонациональной России. Многие татары приняли христианство и заключили брак с русскими женщинами. И тогда Александр решился на роковой поступок – во всех русских княжествах были перебиты сборщики дани из Золотой Орды. Ожидая гнева и мести со стороны татарского хана, Александр вновь отправился в Орду, где в последний раз проявил невероятную прозорливость и талант дипломата. Прославленный князь провёл переговоры таким образом, что восстание русских земель привело не к мести со стороны татар, а к тому, что Золотая Орда перестала посылать дань в грозную Монголию и разорвала с ней дипломатические отношения. Татарское ханство стало своеобразным заслоном Руси от грозной восточной силы.
Возвращаясь из этой поездки назад, Александр сильно занемог. И 14 ноября 1263 года в г. Городец смерть настигла его. В течение недели тело благоверного князя несли во Владимир, и оно оставалось прекрасным и нетленным.
Сегодня историки оценивают роль Александра Невского, как решающую в судьбе Руси. Великий князь стал той необходимой силой, которая спасла наши земли от разорения, захвата, раскола и насаждения чуждой русскому человеку веры.
Молитва перед иконой Святого благоверного князя Александра Невского
О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя рабы Божии (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.
Житие святой преподобной Марии Радонежской.
Недалеко от Ростова Великого уединенно расположился Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, чтобы увековечить в памяти грядущих поколений родину великого подвижника земли Русской - преподобного Сергия Радонежского. Здесь было поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Тут они и жили, предпочитая уединение суете жизни княжеского двора. Впрочем, Кирилл состоял на службе у ростовских князей, был очень близок к ним и не раз сопровождал их в Золотую Орду.
Незадолго до рождения второго ребенка Мария вместе с мужем дала обещание: если родится мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.
И вот 3 мая 1314 года у Марии и Кирилла родился сын – будущий основатель Свято-Троицкой лавры, преподобный Сергий…
Согласно обычаю того времени принимать иночество мод старость, Кирилл и Мария в конце своей жизни ушли в Хотьковский Покровский монастырь, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. В 1337 году они почти одновременно отошли к Господу.
Мощи преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии находились в Покровском соборе, даже после его многочисленных реконструкций и постройки нового храма. Остались многочисленные свидетельства чудесных исцелений у гроба святых, трижды молитвы к преподобным Кириллу и Марии избавили обитель от эпидемии холеры. Также были отмечены исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.