Старинная икона Святой Алексей Человек Божий, святая мученица Вера и святая Евлампия. Россия 1860-1880 год
Сопроводительная документация
Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная намоленная икона с образами святых покровителей: Святого Алексия человека Божиего, Святой мученицы Веры и Святой Евлампии - написана во второй половине 19 века в одной из иконописных мастерских центральной России. Икона в отличном коллекционном состоянии. Икона: дерево, масло. Размер: 32х26х2,5 см.Святая мученица Вера Римская – небесная покровительница женщин по имени Вера, убережет от бед, опасностей и несчастий. За помощью к святой защитнице обращаются с любыми душевными переживаниями, молитва поддержит Вас в любых начинаниях и поможет осуществить мечту. С иконой Святой Веры Римской Вы построите замечательную карьеру, создадите семью и благополучные условия жизни для близких людей. Празднование в честь святой мученицы Веры Римской совершается один раз в год – 30 сентября (17 сентября по старому стилю). Дата эта приурочена к дню смерти святой. В этот же день чтится память ее матери и сестер.
Русские иконописные подлинники с древности отмечали сходство в изображении святого Алексея Человека Божия и Иоанна Предтечи – сходство в образе, лике и бороде, при этом дополнительно отмечалось, что изображается он в нищенском рубище. Так и на нашей иконе, святой изображен в нижней белой рубахе и, в соответствии с эстетическими представлениями своего времени, в его изображении присутствует момент подчеркнутой кротости, молитвенного умиления и сентиментализма. Святого Алексея почитали за бескорыстную преданность вере христовой и с древних пор считается, что молитва, обращенная к его иконе, помогает больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Таким же безусловным образом и примером почитания веры служит и изображение святой мученицы Веры, под руководством своей матери Софии изучившей веру христианскую и страшно претерпевшей за это в Риме.
Святая Евлампия также является одной из раннехристианских мучениц, пострадавших во имя спасения души вместе с родным братом.
Скорее всего, подобный подбор святых на нашей иконе был обусловлен утилитарными обстоятельствами – то есть, они являлись тезоименитыми членами семьи заказчика, в то же время, как мы могли убедиться выше, их связывает глубокая духовная общность. Таким образом, данная икона представляет собой образ коллективного, соборного молитвенного и духовного подвига, способствует стремлению к сохранению чистоты и присутствия искорки духа божественного в душе предстоящего к ней молитвенника.
Хороший образец русской иконы позднего синодального периода – то есть, наследует традициям сентиментализма и классицизма в церковном искусстве.
Интересно ее композиционное построение, в котором преобладает мотив разомкнутого круга – его образуют и горы дальнего плана, как бы защищающие изображение со всех сторон, легким полукругом расставлены фигуры, если же продлить его линии мысленно, он выйдет за границы иконного пространства, тем самым вновь позволяя молитвенно предстоящему оказаться вовлеченным в ее духовное «силовое» поле.
С одной стороны (и это дань классицизму), художник стремится дать максимально реалистическое изображение деталей пейзажа и одежд, с другой – он намеренно подчеркивает миловидность ликов всех святых, как бы стремясь зримо донести до нас мысль о красоте духовной, превалирующей над греховной красотой телесной и над преображением плоти духом.
Колорит природный, соответствует изображаемому дневному естественному освещению и естественным природным цветам. Символика цвета почти полностью уступает место задачам достижения максимальной реалистичности. Этой же цели следует и условное, почти западное, изображение нимбов.
Рассматриваемому памятнику можно найти большое число аналогий как в иконописи, так и в настенной храмовой провинциальной живописи конца 19 века. Следует отметить хороший профессиональный уровень ее письма.
Данное произведение является культурной ценностью, представляет антикварно – коллекционный интерес.
Алексий родился в Риме, в конце 4-го века в богатой римской семье сенатора Евфимиана. Его знатные родители были глубоко верующими людьми, помогавшими бедным и больным, и воспитавшими своего сына в духе христианских заповедей. Родители устроили брак своего сына на девушке из богатой семьи. Однако сразу после венчания Алексей покинул родительский дом и свою жену, отдав ей обручальное кольцо со словами «Да пребудет между нами Господь».
Затем он отправился в Сирию, в город Эдесса. Там он прожил 17 лет в непрестанных постах и молитвах, прося на улицах милостыню. Однажды к одному служителю храма, где часто бывал Алексий, явилась Пресвятая Дева, указавшая ему, что Алексий - человек Божий. Так он быстро прославился как святой подвижник и смущенный своей славой бежал в город Тарс. Однако его корабль, попавший в сильный шторм, причалил к берегам Рима, в родной город Алексея. Святой это принял как волю Бога, пожелавшего чтобы Алексий вернулся в отчий дом.
Благодаря строгой многолетней аскезе святой Алексий настолько изменился и внутренне, и внешне, что никто не узнал его – ни жена, ни родители, ни слуги. Сам Алексий, не желая возвращаться к земным богатствам и почестям, решил не открываться им. Родители же разрешили ему остаться жить в их доме в маленькой комнатке под лестницей. За долгие годы жизни в доме родителей Алексей многое претерпел от собственных слуг, постоянно оскорблявших и обижавших его, и даже обливавших его не раз грязной водой и помоями.
Прожив так 17 лет в непрестанных молитвах и аскезе, он почувствовал свою кончину и решил описать на свитке свою жизнь, в том числе раскрыв тайну своего происхождения. В это же время дважды во время литургий в соборе святого Петра, священники слышали Божий глас, велевший им искать в доме Евфимиана человека Божия, который будет молиться за Рим.
В дом сенатора явились лично император Гонорий и папа римский Иннокентий Первый в поисках святого. Никто бы и не подумал, что им может быть нищий живущий под лестницей, если бы на него не указал один из слуг, хорошо знавший о подвижничестве Алексия.
Зайдя в коморку, они обнаружила Алексия лежащим мертвым и сжимавшим в руках некий свиток. Рука святого разжалась и отпустила его только после того, как папа Римский встал перед ним на колени и преклонился. Прочитав написанное, все были изумлены открывшейся правде.
Молитва святому Алексию, человеку Божьему
Тропарь, глас 4
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.
Кондак, глас 2
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.
Житие святой Веры Римской
Вера вместе со своей матерью Софией и двумя младшими сестрами родилась и жила во 2-ом веке в Италии. В оригинале имена девочек звучали как Пистис, Елпис и Агапи, что в переводе с греческого на русской означало «вера», «надежда» и «любовь». София, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», назвала так своих дочерей не случайно – она хотела, чтобы ее девочки воплотили своей жизнью эти три наиважнейшие христианские добродетели.
Вера, как и ее сестры, родилась в Милане и очень рано потеряла отца. На овдовевшую Софию лег вес груз забот о троих маленьких детях. Несмотря на повсеместные гонения на христиан, царящие в то время в римской империи, София была не только глубоко верующей христианкой, но и не боялась говорить об этом в открытую. Она воспитала своих дочек в духе христианских заповедей и смогла привить им веру в Бога и следование его учению.
После смерти мужа, София вместе со своими дочерьми переехала из Милана в Рим, к одной своей богатой родственнице, по имени Фессмания. Здесь они, несмотря на опасность, продолжили жизнь в непрестанных постах и христианских молитвах.
В это время в Риме регулярно совершались публичные казни за веру во Христа, верующих ловили на улицах и подвергали жесточайшим пыткам, добиваясь от них отречения. Очень быстро весть о верующей матери и ее детях дошла до императора Адриана и разозлившись, он приказал немедленно привести всех четверых к себе во дворец.
Зная о том, что их ждут пытки, и возможная смерть, София просила своих девочек сохранять стойкость и верность Христу, ни смотря ни на что. По дороге во дворец мать с дочерьми горячо молились Богу, прося Его даровать им силы пройти через все предстоящие испытания.
Вначале Адриан пытался уговорами добиться от женщин отречения от Христа, но, быстро поняв, что они не действуют, приказал подвергнуть дочерей пыткам, Софию же – не трогать, но оставить ее смотреть на истязания. На тот момент Вере было 12 лет, Надежде – 10, а младшей дочке, Любови - 9.
Веру подвергли пыткам первой – ее бросали в кипящую смолу, резали, били, жгли. Но к великому удивлению всех, она оставалась целой и невредимой и спокойно переносила страшнейшие истязания. В конце концов мучители отсекли ей голову мечом.
Следующей пыткам подвергли среднюю сестру – Надежду, которая так же, как и Вера безропотно пошла на пытки, несмотря на то, что только что видела своими глазами, что ей предстоит. Ее били, подвешивали к дереву вверх ногами и резали железными спицами, а в конце тоже отрубили голову.
Последней убили самую маленькую – Любовь, которую вначале долго избивали, потом сажали в горящую печку, но она только молилась Богу и оставалась тверда в своей вере.
Убив всех троих девочек, Софии разрешили забрать их тела и отпустили из дворца. Мать похоронила их недалеко от Рима, на небольшом холме. Просидев три дня рядом на их могилах, она умерла от непостижимого горя, так и не встав ни на секунду с места.
Краткая молитва святой Вере на каждый день
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Вера, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.
Тропарь св. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.