Старинная «женская» икона «Богоматерь Неувядаемый Цвет» или «Благоуханный цвет». Россия 1870-1890 год
Сопроводительная документация
Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Редчайший коллекционный экземпляр старинной иконы, написанной на камне! Старинная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» написана на природном камне во второй половине 19 века, часто такие иконы называют «вечными иконами» - камень не впитывает влагу и не рассыхается, что позволяет живописи удерживаться на нем веками без каких либо изменений. Великолепный коллекционный экземпляр иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» станет прекрасным подарком как для незамужней девушки, так и для семейной женщины. Икона: природный минерал, грунт, масло. Размер иконы: 17х13х1,2 см.Девушкам, которые хотят вступить в брак, молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает не ошибиться в выборе спутника жизни, найти того, кто станет заботливым главой семьи, верной и надежной опорой и защитой, и этот брак устоит и останется нерушимым при любых житейских коллизиях. Незамужние девицы отроческого возраста, которых воспитывают в вере с самых ранних лет, вступая во взрослую жизнь, просят Богородицу в Ее образе «Неувядаемый цвет» оградить их от соблазнов мира, помочь взрастить в себе подобие первообразу – Пречистой, чтобы со временем передать этот чудесный опыт своим детям.
Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.
Есть свидетельства, что молитва перед образом помогает на долгое время сохранить здоровье и молодость – душевные и телесные. Празднование в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» совершается 16 апреля, а в честь родственного ей и на сегодня уже почти совсем сблизившегося с ней более позднего списка образа «Благоуханный цвет» – 28 ноября.
Данная икона по своему функциональному типу принадлежит к так называемым паломническим святыням – сувенирам культового и мемориального характера, которые изготавливались достаточно широко для продажи в лавках при монастырях и храмах и затем широко распространялись по стране. Как правило, на них изображались местночтимые или чудотворные иконы, но от этого правила также могли быть отступления.
По своему иконографическому типу «Богоматерь Неувядаемый Цвет» принадлежит к так называемым поклонным иконам, связанным со службой Акафисту Богородицы. Существует несколько версий ее происхождения – в собственно изобразительным плане здесь прослеживается связь с западной религиозной живописью, и с болгарскими православными памятниками. Религиозно же символическую основу здесь составляют так называемая Похвала Богородице, Канон благодарный, а также сочинения И. Дамаскина и Димитрия Ростовского.
В нашем случае мы имеем дело с распространенным в поздней иконописной традиции (девятнадцативековой) усеченном иконографическом варианте, на котором изображаются собственно престол, сидящая на нем Богоматерь и стоящий младенец, собственно цветок или крин и коронующие ангелы над головами. Мы зримо видим, как на руках Девы Богородицы «Бог воссел как на престоле», а сама она «облачена благолепием добродетелей, как золототканными одеждами».
Действительно, и сложная причудливая барочная форма престола, явно «подсмотренная» художником в западной гравюре, и подчеркнуто дорогое, драгоценное убранство одежд и венцов Богоматери и Богомладенца, призваны не только подчеркнуть их царственную символическую роль, но и наполнить изображение ощущением преизбыточных красоты и радости, ликования. Это общая интонация оказывается подхвачена и дополнена выражением полуулыбки на устах персонажей (Богоматерь, младенец, один из ангелов).
Собственно, символическую роль играет изображение цветка, находящегося в руках у Девы Богородицы (лилия – символ чистоты Богоматери и ее неувядаемого девства); введение дополнительных изображений здесь вызвано, скорее всего, собственно утилитарными, художественными задачами и призвано поддержать и укрепить вертикальную ось композиции, но в то же время оно усиливает ощущение «непреходящей красоты» в изображении.
Художественный язык – упрощенный, наивный, во многом построенный на копийном следовании взятой за образец европейской гравюре, но в то же время пробивающееся в нем живое религиозное чувство, искреннее умиление, оказывается удачно созвучным основной теме. Это искреннее детское восхищение и умиление перед образами Богоматери и Христа отрока как будто дополнительно пронизывают все изображение внутренней радостью и светом. По сути, данный памятник и подкупает отсутствием в нем сухой «книжной премудрости».
Как произведение религиозного культа возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварно – коллекционный интерес.
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!
Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним.
Молитва первая перед иконой «Богоматерь Неувядаемый Цвет»
Царице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва вторая перед иконой «Богоматерь Неувядаемый Цвет»
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.