Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная бронзовая икона 18 века Святой Георгий Победоносец или Чудо Георгия о змие. Размер: 85х68 мм. В центре изображен святой Георгий на коне, копьем пронзающий змея. В верхнем правом углу — благословляющая десница. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2).Литье, утвердившееся в русском православном церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий и расцветает в полной мере уже в XIX столетии. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев, которые несмотря на все проводимые государственные реформы строго придерживались именно исконных дониконовских взглядов на Православную веру. Поэтому и набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается - воспроизводились только исконные и почитаемые до реформы Никона сюжеты и святые. Покупая отлитую из бронзы старообрядческую старинную икону или складень, вы можете на все 200% быть уверены в православном и правильно изготовленном святом образе. У староверов раньше, да и по сей день считается, что отлитая из расплавленной бронзы икона или складень - прошли «очищение огнём». Купить икону Георгия Победоносца вы можете в нашем антикварном салоне.
Георгий, прославившийся на весь мир как верный и ревностный подвижник христианской веры, родился во второй половине III века н.э. в городе Бейрут, который расположен в Каппадокии у подножия величественных Ливанских гор. Родители его были благочестивыми христианами: отец трагически погиб за Христову веру ещё в младенческие годы Георгия, а мать, оставшаяся богатой вдовой, воспитала сына в скромности и искренней любви к Спасителю и Господу Богу.
С самых юных лет Георгий отличался живым умом, добрым нравом и необыкновенной храбростью. Едва поступив на военную службу в римское войско, юноша снискал восхищение и признание действующего императора Диоклетиана и был удостоен должности старшего начальника императорской стражи.
Диоклетиан являлся ярым приверженцем языческой веры и неустанно устраивал гонения на христиан. На закате своего правления тиран выступил в сенате и повелел учинить жестокую расправу над христианами, пообещав со своей стороны оказать всевозможную помощь в этом злодеянии. Юный Георгий, услышав столь невыносимую для него весть, раздал всё своё имущество беднякам, подписал вольные для рабов и отправился в сенат, чтобы исповедовать Слово Божие. Поступок этот таил в себе опасность – такой дерзости Диоклетиан не простил бы никому. Но храброе, пылкое и чистое сердце Георгия не знало страха – юноша открыто выступил против тирана и поведал всем собравшимся о спасительной вере во Христа. Его слова вошли в историю: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине. А Истина есть Сам Христос, гонимый вами!».
Диоклетиан был поражен дерзостью Георгия, но он испытывал искреннюю привязанность к юноше, а потому начал уговаривать его отказаться от своих слов, не губить росток юной жизни и сохранить римскую честь. Император настаивал на том, чтобы Георгий отрекся от Христа и принёс жертву в честь языческих богов. Но Святой Георгий, показав незыблемость своей веры, отвечал: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Непокорность одного из любимейших воинов окончательно ожесточила сердце Диоклетиана, прогневавшись, он приказал своей страже силою острых копий загнать Георгия в темницу. Но сам Господь Бог выступил на защиту своего верного раба, – не успевала сталь коснуться тела юноши, как делалась мягкой и податливой и совершенно никакого вреда не причиняла Георгию. И тогда яростный император заточил Святого в темницу, а для того, чтобы доставить ему невыносимые муки – заковал в кандалы, а на грудь водрузил тяжелый камень.
На следующий день над Георгием учинили жестокий допрос. Но храбрый воин по-прежнему оставался непреклонен и постоянно молвил императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Ярость поглотила сердце Диоклетиана, не в состоянии совладать с твёрдым духом своего бывшего стражника, император приказал подвергнуть Георгия самым изощренным и жестоким пыткам. Его привязали к колесу, под которым лежали доски с торчащими вверх острыми прутами. Когда колесо вращалось – острия впивались в тело Георгия, раздирая его на части. Но все, что мучители смогли услышать от Святого – был лишь громкий призыв к Господу Богу и упование на Его благодатную помощь. Вскоре Георгий умолк, и палачи решили, что страдалец испустил дух. Диоклетиан направился в языческие капища, чтобы принести кровавую жертву своим немилосердным богам. Но в этот момент день померк и раздался гром, какого никто не слышал прежде. А потом могущественный и сильный голос прозвучал с самых небес: «Не бойся, Георгий, Я с тобою!». И тут же все озарилось ярчайшим светом дивной красы, а подле тела Святого явился лучезарный Ангел и, возложив добрые руки свои на мученика, молвил: «Возрадуйся!». И лишь прозвучало это слово – встал Георгий, и был он прекрасен, как и прежде, и абсолютно невредим.
Георгий отправился в языческие капища и предстал перед Диоклетианом. Не веря своим глазам, тиран лишь говорил, что все это обман, что не мог Георгий ожить, и перед ним сейчас находится другой человек. Но те, кто был в капище, признали Святого. И многие пали на колени, уверовав во Христа, и тотчас отправил их на верную смерть жестокий император. Царица Александра, также присутствовавшая здесь, пораженная чудом, познала истинного Бога и хотела исповедать веру Его, но стража императора вывела её из капища.
Диоклетиан впал в ещё большую ярость и задался целью сломить честный и сильный дух Георгия. Над Святым учинили новые пытки, более изощренные и страшные. Сначала Святого посадили в глубокую яму, которую до самых краев наполнили негашёной известью. Но через три дня, когда император в предвкушении своего триумфа приказал выкопать Георгия, – тот оказался совершенно здоров, прекрасен телом и бодр духом. Тогда Диоклетиан приказал обуть Святого в железные сапоги, подковать их раскаленными гвоздями и заставить юношу бежать в них до самой темницы. На следующий день Георгий вновь предстал на допросе – ноги его были невредимы, а сам он с мягкой улыбкой лишь сказал, что сапоги показались ему очень удобными. Разъяренный император приказал избить Георгия розгами так, чтобы кровь смешалась с глиной, а сам мученик отрекся от своей веры. Но Святой и здесь сохранил храбрость и крепость духа и не отрекся от Христа.
После этого Диоклетиан уверился, что лишь силы магии способны поддерживать жизнь в теле юноши. Император призвал чародея Афанасия и приказал умертвить Георгия. Языческий волхв подал Святому два напитка, один из которых должен был лишить Георгия чудодейственной силы, а второй – убить. Но и зелья оказались бессильны перед искренней верой во Христа. Отвечая императору на вопрос о том, какая сила помогает ему преодолеть все эти пытки, Георгий молвил: «Я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». И тогда Диоклетиан полюбопытствовал, какие же дела сотворил Христос. Святой ответил ему: «Слепых просвещал, прокаженных очищал, подавал хромым хождение, глухим - слух, изгонял бесов и воскрешал умерших».
Тогда император решил разоблачить Георгия, ибо знал он, что ни римские, ни греческие боги, ни языческие чародеи не в состоянии воскресить умершего. И приказал Диоклетиан, чтобы Святой явил чудо воскрешения. Георгий ответил, что не ради злого умысла императора сделает это, а ради обычных людей, которые смогут убедиться в истинности христианского учения. Подойдя к гробнице, Святой призвал Господа, и Он не оставил горячего подвижника своего – мертвец, ожив, восстал из гроба. И свершился светлый замысел Георгия – многие люди в тот момент поняли, что прежде жили в неведении и даже чародей Афанасий со слезами на глазах присоединился к Христову учению.
Диоклетиан же, утратив всякий здравый смысл, вновь заточил Святого в темницу. К Георгию стали приходить люди, больные, несчастные, они ухитрялись найти лазейки, чтобы проникнуть к сыну Божию и получить от него утешение в своих бедах и исцеления от болезней. Слава о Георгии разлетелась далеко за пределы римского града, а благодатная сила Святого заставила тысячи язычников отречься от своей веры и последовать за Истинным Богом. Диоклетиан, невероятно напуганный этим, решил одолеть Георгия хитростью: он предложил Святому править Римом вместе, но взамен потребовал совершить жертвоприношение в честь языческого бога Аполлона или умереть в позоре и муках.
Всю ночь Георгий провел в усердной и горячей молитве, пока на него не снизошел благодатный сон. И посетило Святого чудесное видение, – в дивном сиянии явился к нему сам Господь Бог и промолвил: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Утром Диоклетиан пришёл в темницу к Святому и потребовал от него ответа: «Будешь ли ты, Георгий, настаивать на своём, или разделишь власть над Империей со мной, вернувшись к вере в Римских Богов». И решил Святой ответить хитростью на хитрость – сделавшись покорным, Георгий сообщил, что лишь этого предложения и ждал от императора. Обрадованный Диоклетиан приказал немедленно отправиться в капище Аполлона, где уже собралось множество людей, ибо император мечтал о том, что бы все жители Рима засвидетельствовали отречения Георгия от Христа.
Все замерли в ожидании, гадая о том, принесёт ли христианский Святой жертву в честь языческих богов. Георгий подошел к идолу и вопросил: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». И сам бес, укрывшийся в жертвеннике, ответствовал ему: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». И почувствовал Георгий праведный гнев и спросил грозно о том, как посмели бесы прийти в то же место, что и он – верный раб и служитель Господа. И тотчас раздался страшный шум и стали низвергаться идолы, рушиться жертвенники и задрожало капище, точно земля разверзлась под ним.
Поднялась волна смятения, негодования и плача – иные, как царица Александра, прибежавшая на шум, прославили Христа, другие в исступлении требовали немедленной казни Георгия, а третьи – плакали от растерянности. Это была агония языческой эпохи: вместе с обрушившимися идолами, рушилась и та вера, на которой веками строилось могущество Империи. Наблюдая за крахом всех своих стараний, Диоклетиан приказал немедленно отсечь голову Георгию и Александре, которая подле его ног обличала язычников и славила праведный путь Спасителя. Она лишь молча и покорно последовала за Святым на эшафот.
Это событие происходило 23 апреля 303 года. Георгий, прозванный Победоносцем за своё действительно триумфальное сопротивление языческой вере, спокойно поднялся к месту казни. Он был прекрасен, лик его светился умиротворением, а последнее, что он сказал – была просьба к Господу о том, чтобы Он был милостив к палачам и простил их грешные души, заблудшие в неведении и не видевшие яркого света христианской Истины.
Георгий окончил свой земной путь, когда ему ещё не исполнилось и 30 лет. Он мог бы стать прославленным полководцем и совершить множество благих дел. История его жизни, это не просто прекрасная повесть о доблести и глубокой вере человека, которому выпала большая честь стать носителем Божественного дара. Это подлинный пример того, насколько жестоко, беспощадно и нелепо могут действовать люди, обличенные властью, но обделенные благодатной искрой Истинного знания. Всего лишь спустя 10 лет после расправы над одним из самых излюбленных христианских Святых римский престол принял талантливый и мудрый правитель – равноапостольный Константин. На знаменах Империи впервые появился Крест, выстраданный тысячами мучеников. Христианство прославилось, одержав победу над смутой языческой веры. Этому торжеству мы обязаны и Георгию Победоносцу.
Молитва перед иконой «Чудо Георгия о Змие»
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепихомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.