Старинная намоленная икона Святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский чудотворцы. Россия, Воронеж 1860-1890 год


Цена: 52 000 руб.
Артикул : ar8006
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1860-1890 год
Регион: Россия, Воронеж
Размер: 17,8х14х1,2 см
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная православная икона с образами Святых Чудотворцев Митрофана Воронежского и Тихона Задонского написана для русских паломников во второй половине 19 века. С большой долей вероятности данная икона выполнена в иконописных мастерских при Воронежском Благовещенском кафедральном соборе. Икона в очень хорошем коллекционном состоянии, без вмешательств и рестврации. Размер иконы: 17,8х14х1,2 см.
Святитель Митрофан является небесным покровителем Санкт-Петербурга. Иконы Митрофана Воронежского помогали и помогают исцелиться одержимым и расслабленным, а также людям с душевными и физическими недугами. Помогает в разных житейских трудностях Митрофан Воронежский, православная молитва ему помогает заботиться о будущем детей, о благосостоянии детей в обществе. Этому святому молятся о христианском милосердии, о добром характере власти и правительства, о благополучии в обществе, о помощи в нахождении работы, о создании своей семьи взрослых детей (дочери, сына). Дни памяти святителя Митрофана Воронежского совершаются – 7/20 августа (первое обретение мощей), 4/17 сентября (второе обретение мощей) и 23 ноября/6 декабря.

С особой надеждой к святому Тихону Задонскому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования. Святитель Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете.
Житие Святителя Митрофана Воронежского.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Молитва святому Митрофану Воронежскому первая.
О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Молитва святому Митрофану Воронежскому вторая.
О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.
Житие святителя Тихона Задонского
Тихон Задонский, в миру носивший имя Тимофей, родился в 1724 году в Новгородской области (село Короцк). Отец его был местным диаконом и скончался ещё в младенческие годы святого. Семья жила чрезвычайно бедно – когда Тихон был маленький, мать даже хотела отдать его на воспитание местному зажиточному ямщику. С малолетства будущий епископ Воронежский испытывал нужду, иногда еды в доме не было вообще, а в иные дни на стол подавался только черный хлеб.
Чтобы поддержать семью и заработать на пропитание, Тихон с юных лет нанимался работать на земли более богатых соседей. Когда ему исполнилось 13 лет, он отправился на обучение в местную семинарию, которую с отличием окончил в 1754 году. За усердное и безупречное учение Тихон был оставлен преподавателем семинарии. Спустя 4 года – в 1758 году – он принял постриг с именем Тихон.
Благочестивый образ жизни святого и его искренняя вера во Христа привели к тому, что Тихон из года в год всё выше поднимался по церковной иерархии, получая одно назначение за другим. В 1763 году в чине епископа он вступил на Воронежскую кафедру. В этот период жизни святитель написал множество книг и трактатов православной тематики, усердно проповедовал и создавал наставления для пастырей. Венцом его деятельности по праву считаются две выдающих книги «Сокровище духовное, от мира собираемое» (написана в 1770 году) и «Об истинном христианстве» (написана в 1776 году).
Не смотря на высокое положение в Церкви и всенародную любовь, епископ Воронежский жил очень аскетично: спал он на полу, подстелив под себя лишь солому, а укрывался обычным тулупом, подбитым овечьей шерстью. Смиренный характер Тихона иной раз приводил его современников в изумление – случалось так, что если вслед святителю раздавалась насмешка, тот лишь отвечал: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои… Прощение лучше мщения».
Святитель Тихон Задонский всегда строго соблюдал посты и был невероятно критичен к себе. Однако к другим людям – мирским и священнослужителям – он относился с понимаем и снисходительностью. Даже если видел, что кто-то нарушает пост, говорил: «Любовь (к чему-либо) выше поста».
Святой отличался искренним человеколюбием: всю свою пенсию он раздавал беднякам, помещиков умолял быть снисходительными к крестьянам и посещал тюрьмы, где духовными беседами вдохновлял узников на исправление.
В 1778 году за чистую жизнь Тихон Задонский был удостоен дара прозорливости. Неоднократно в видениях к нему являлась Божия Матерь, перед которой он падал на колени и молился за род человеческий. Святому удалось предсказать многое из будущего России – например, он предрек отечественную войну 1812 года и победу нашей страны в ней.
За три года до своей смерти он предрек дату окончания своего земного пути. Это знание ему также открылось во время видения: Тихон узрел небесный свет и благостные палаты, в которые попытался войти. Но сладкий голос с небес возвестил ему, что ещё не время, и вход в палаты будет открыт через три года. С тех пор святой каждый день проводил много часов за молитвой. Современники рассказывают о том, что часто видели его застывшим в одной позе с лицом, наполненным одухотворением и светом. Однако Тихон велел никому не говорить об этом.
Практически перед смертью у Тихона было ещё одно видение: он увидел высокую гору и услышал глас, приказавший ему взбираться на эту гору. Первые шаги святителю давались тяжело, но потом становилось всё легче и легче идти. Святой рассказывал об этом своему другу Козме: «Я сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». А Козма объяснял: «Лестница - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя».
Как и было указано в пророчестве, полученном Тихоном Задонским, он скончался в воскресенье 13 августа 1783 года. На тот момент ему было 59 лет. Примечательно, что прославили святого тоже в воскресенье 13 августа, но уже в 1861 году.

Молитва подле иконы святителя Тихона Задонского
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими не ложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельные язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...