Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная намоленная икона "Рождество Христово" была написана в Святом Граде Иерусалиме во второй половине 19 века для русских паломников, посещавших Храм Рождества Христова. Существует благочестивая традиция в рождественские святые дни совершать паломничество на Святую Землю, чтобы своими глазами увидеть места, вошедшие в историю человечества. Храм Рождества Христова, построенный в 323 году равноапостольной царицей Еленой в Вифлееме над местом рождения Спасителя, находится в девяти километрах от Иерусалима. Место рождения Христа помещается в углублении восточной стороны пещеры. Оно обозначено серебряной вифлеемской звездой, в храм ведет низкая дверь, называемая «вратами смирения». Икона небольшого, удобного для дальних поездок размера: 12,8х10,8х1,1 см. Живопись сохранилась в хорошем коллекционном состоянии, небольшие скольчики по краю иконы (черная опушь) были аккуратно затонированы. Живопись под оригинальной старой олифой. Такую иконку удобно взять с собой на Рождественскую службу в храм или преподнести в виде рождественского подарка. Замечательная намоленная иконка из далекого Града Иерусалима ждет своего нового владельца.
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии, входит в число двунадесятых праздников.
Празднество Рождества Христова установлено по исследованиям датировки рождения Спасителя.
Из Священного Писания и Священного Предания о точной дате рождения Господа нашего Иисуса Христа нам неизвестно. Но, собрав воедино данные апостолов-евангелистов, исторические, археологические свидетельства, астрономические расчеты было совершено приблизительное исчисление даты рождения Спасителя. Из них ясно, что Господь родился в 750 году от основания Рима – по иному исчислению это 4-ый год до н.э. На это есть следующие евангельские указания: благовестие Ангела священнику Захарии – отцу Иоанна Крестителя, период правления царя Ирода, время переписи императором Октавианом Августом, начало проповеди Иоанна Предтечи, примерный возраст Христа в начале его служения на земном пути, свидетельства иудеев о Его примерном возрасте.
В IVвеке монах Дионисий Малый – богослов, астроном и математик, который по поручению папы Юлия рассчитывал Пасхалию – дни празднования Пасхи, (отчего мы старый стиль называем юлианским календарем) по своим расчетам выбрал как день Рождества Христова 25 декабря как предположительную дату праздника. Есть предположения, что назначение даты частично сопряжено с тем, что астрономически с 25 декабря начинается приращивание дневного времени суток – возрождение дня.
В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь, учитывавший високосные годы. В Росси он был принят с 1 февраля 1918 года, которое стало 14 февраля, Сех пор мы празднуем в Православной Церкви Его Рождество 7 января (по н.ст.).
Традиция празднования
Православные христиане подходят к празднованию Рождества Христова через Рождественский или Филиппов пост, который начинается 14/27 ноября (н.ст.) и длится до 25 декабря/7 января (н.ст.). Празднику предшествует особое приготовление: предпразднство, которое длится пять дней, и Канун или Навечерие отмечается тем, что верующие в этот день едят только сочиво – сухие пшеничные зерна, размоченные в воде, потому и день этот называют сочельником, таков церковный устав. После праздника Рождества Христова шесть следующих дней называются попразднством и длятся до дня Обрезания господня, который также является праздничным днем. Дни от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января нов. стиля) называются «святками», то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения других двунадесятых праздников. Содержание рождественских богослужебных песнопений осмысливает факты Евангельской истории с точки зрения богословской, нравственной и психологической. Одно из самых чудных песнопений Рождества вот что говорит: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп (пещеру); пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас». Это место – одна из жемчужин литургического богословия: сначала недоумение, чем встретить, чем одарить Владыку, а затем говорится о самом ценном даре, который только можно было принести Господу – Чистой Деве Марии. Оказалось, что в роде человеческом есть Чистая, чуждая всякого греха Дева, Которая одна только могла выйти навстречу Христу и послужить делу, превосходящему всякий разум, - Боговоплощению.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
В Рождество до сих пор кое-где сохранился обычай колядования – взрослые и дети, одеваются потеплее и отправляются колядовать. Перед собой несут сделанную своими руками серебристую Вифлеемскую звезду на шесте, украшенные лентами шесты, стучатся в двери домов и поют колядки – старинные песнопения, в которых возвещается о приходе в мир Спасителя всех, о Рождестве Его Пречистой Матери. За это жители одаривают их конфетами, монетами, съестным, что есть в доме. И в этом тоже – отголосок тех дней, когда Святое семейство искало себе ночлег в домах, чтобы Пресвятая Богородица могла разрешиться от Священного бремени, как полагается любой роженице, в тепле и уюте, и Ей не находилось такого места. Но благодарность отзывается в сегодняшнем дне теплом сердец, привечающим колядщиков (на памяти автора, который принимал участие в колядках близ одного из подмосковных городов, нам вынесли мешок картошки; делать было нечего, мужчинам пришлось тащить – от наколядованного не откажешься). Обойдя дома, колядщики приходят, достают свои гостинцы и вместе пьют чай или делят как-то по иному.
Сама традиция колядок пришла от западных славян, полагают первоначально из Белоруссии, куда попала из Европы.
Существует благочестивая традиция в эти святые дни совершать паломничество на Святую Землю, чтобы своими глазами увидеть места, вошедшие в историю человечества. Храм Рождества Христова, построенный в 323 году равноапостольной царицей Еленой в Вифлееме над местом рождения Спасителя, находится в девяти километрах от Иерусалима. Место рождения Христа помещается в углублении восточной стороны пещеры. Оно обозначено серебряной вифлеемской звездой, в храм ведет низкая дверь, называемая «вратами смирения».
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
Тропарь Рождеству Христову
Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!